Интервью М. М. Котюкова

Руководитель ФАНО М. М. Котюков

Увеличение зарплат ученых в условиях ограниченного финансирования, реструктуризация институтов, возрастной ценз для руководителей институтов – о своем видении решения этих проблем рассказал в интервью "Российской газете" глава Федерального агентства научных организаций (ФАНО) М. М. Котюков.

Отвечая на вопрос о разделении функций между РАН и ФАНО, руководитель Агентства заявил, что по всем принципиальным разногласиям с Академией последнее слово останется за правительством. Кроме того, в документах изменится одна принципиальная для РАН формулировка, связанная с программами развития институтов в системе РАН-ФАНО. По действующему положению, такие программы утверждает ФАНО с учетом мнения РАН. Теперь это будет делаться по согласованию с Академией.

М. М. Котюков сказал, что с президентом РАН В. Е. Фортовым им удавалось решать подавляющее число спорных вопросов на уровне прямых контактов. Но теперь необходимо, чтобы такая система отношений не зависела от фамилий, и получила правовое оформление. Глава Агентства подчеркнул еще один принципиальный момент: ФАНО не может замыкаться на диалоге с Академией, ответы на все важнейшие вопросы академической науки необходимо искать в треугольнике РАН–институты–ФАНО .

Среди многих проблем М. М. Котюков выделил одну первостепенную проблему: разработку механизма координации всех научных исследований, финансируемых из федерального бюджета, которую РАН и ФАНО должны осуществить совместно. По его мнению, сложность здесь состоит в том, что сегодня на долю фундаментальных исследований, которые проводят академические институты, приходится около 77 миллиардов рублей, в то время как всего на науку в России выделяется более 700 миллиардов рублей.

М. М. Котюков отметил, что во многих государственных программах есть расходы на научно-исследовательские работы, но при этом отсутствует единый механизм, который бы координировал всю эту работу, тематику, результативность и т.д. По словам главы ФАНО, пока нет единого мнения, каким должен быть этот механизм. Есть предложения создать аналог Государственного комитета по науке и технике, который во времена СССР держал в одних руках все вопросы, связанные с научно-техническим прогрессом. Правительство поручило Минобрнауки РФ, ФАНО совместно с Академией рассмотреть этот вопрос.

Руководитель Агентства признает всю сложность проблемы обновления кадров академических институтов, но полагает, что принятый закон о введении возрастного ценза для руководителей надо выполнять. Во многих институтах доля молодых ученых уже на уровне 30-40 процентов. А ведь еще недавно это была одна из самых острых проблем нашей науки. Но надо срочно заниматься кадровым резервом, а для этого требуется время.

М. М. Котюков решительно отвергает идею реструктуризации институтов только ради самой реструктуризации. Он считает, что объединение только тогда имеет смысл, если научный потенциал нового коллектива повысится. При этом инициатива объединения должна исходить от самих ученых и получить одобрение Академии.

Глава ФАНО напомнил, что сейчас по решению Совета при президенте РФ по науке и образованию для всех научных организаций России вырабатываются единые подходы по их объединению. Одна из главных целей – развитие междисциплинарных исследований, потому что основные прорывы совершаются на стыке наук.

М. М, Котюков пообещал, что обсуждение реструктуризации "дойдет" до каждого, и такой план готовится и для всех научных организаций ФАНО. При этом могут быть совершенно разные варианты объединения: консорциумы для решения крупных задач, вузы, научные центры, отраслевые институты.

В своем интервью М. М. Котюков рассказал о процедуре оценки результативности работы институтов. Она состоит из двух этапов. На первом – это сбор наукометрических показателей, в частности, числа публикаций, цитируемости статей и т.д. Всего 25-35 критериев в зависимости от того, какие институты проверяются, к какой референтной группе относятся. Затем эксперты должны оценить работу институтов не по формальным признакам, а глубоко понимая суть их исследований. Конечный результат будет получен после соотнесения количественной и экспертной оценки.

Руководитель Агентства подчеркнул, что этот "экзамен" должны пройти не только академические институты, но и все научные организации России. Кроме того, новый закон предусматривает, что РАН должна начать выполнять новые для себя функции внешнего межведомственного эксперта для всех научных организаций страны. На РАН возложена и экспертиза крупных народно-хозяйственных проектов.

М. М. Котюков решительно высказался против лишения академических институтов базового финансирования. поддержал разумное соотношение между базовым финансированием институтов и конкурсным. Он полагает, что надо ориентироваться на мировые показатели: 70 процентов составляет "база", 30 – гранты, выигранные по конкурсам.

Глава ФАНО затронул и животрепещущий вопрос о заработной плате ученых. Он с удовлетворением отметил, что в РФ есть институты, где зарплаты превысили 200 процентов, в частности, в Сибири и на Дальнем Востоке. Этого удалось добиться за счет эффективной научной деятельности, что позволяет выигрывать гранты по конкурсам, привлекать в науку внебюджетные средства, получать доход от инноваций. М. М. Котюков оптимистично заключил, что есть возможность без массовых сокращений выйти на 200 процентов к 2018 году.


Е. Фирсова

Сопутствующие линки:

Печать

Joomla SEF URLs by Artio