"Академик Николай Страхов" возвращается к научной деятельности

Научно-исследовательское судно "Академик Николай Страхов"

 

Научно-исследовательское судно "Академик Николай Страхов" возвращается в строй и готовится к проведению уникальной морской экспедиции. Программа исследовательских работ в Индийском океане была одобрена Советом по гидросфере Земли при Федеральном агентстве научных организаций (ФАНО).

 

Основную часть экспедиции составят геологические и геофизические исследования. Ученые проведут измерения в районе Восточно-Индийского хребта в Индийском океане и в Центральной котловине южнее Шри-Ланки с помощью гидроакустического комплекса, установленного на корабле. Программа экспедиции также включает в себя гидрометеорологические наблюдения, наблюдения пространственного распределения и временной изменчивости физико-химического состава атмосферного аэрозоля в акваториях Индийского и Атлантического океанов, исследование загрязнения поверхностных вод.

Ожидается, что исследовательские работы начнутся в сентябре 2015 года и продлятся 1 месяц; в истории новейшей России такие исследования будут проводиться впервые. В экспедиции примут участие ученые и исследователи из Геологического института РАН, Института океанологии им. П. П. Ширшова РАН, Института оптики атмосферы им. В. Е. Зуева СО РАН, а также молодые ученые, работающие на кафедре океанологии МГУ им. М. В. Ломоносова.

Благодаря своему геодинамическому положению Восточно-Индийский хребет считается одной из самых загадочных глобальных тектонических структур Мирового океана. Нигде на дне глубоководных океанских котловин нет столь протяженного узкого линейного хребта, который простирается строго в меридиональном направлении более чем на 5 тыс. км. Не менее интересным объектом для исследований является зона внутриплитных деформаций или так называемая диффузная граница плит в Центральной котловине. Исследователей привлекает высокая тектоническая активность, проявляющаяся в интенсивной деформации океанского дна, большом количестве сильных внутриплитных землетрясений и аномально высоком для древней океанской литосферы тепловом потоке.

По окончанию экспедиции судно направится в Калининград; маршрут в порт приписки пройдет через Суэцкий канал и Средиземное море. В настоящее время ФАНО и Совет по гидросфере Земли прорабатывают вопрос об обеспечении безопасного прохода корабля вблизи берегов Африки.


А. А. Астапенкова (по материалам из открытых источников)


Сопутствующие линки:


Печать

Joomla SEF URLs by Artio