Что нужно знать о Киотском протоколе

160402 f01
Утверждение второго периода действия Киотского протокола на конференции ООН по климату в Дохе (Катар), 2012 год

Одна из проблем индустриального общества, чье становление стало возможным благодаря промышленной революции, состоит в необходимости бороться с последствиями жизнедеятельности самого этого общества. Вместе с тем, трудности и риски, с которыми приходится считаться новому обществу, давно перестали быть областью локальных политик. Экономические кризисы, стихийные бедствия, массовые эпидемии — все это давно приобрело глобальный характер.

... истощение озонового слоя Земли и глобальное потепление — основные последствия разрушительного влияния человека на климат ...

В числе самых непростых для решения проблем современности находится снижение воздействия антропогенных факторов на климат планеты. Экстенсивное развитие промышленности, ставшее одной из ключевых характеристик индустриального общества, не могло не сказаться негативно на окружающей человека среде. Истощение озонового слоя Земли и глобальное потепление — основные последствия разрушительного влияния человека на климат. Постепенно стало понятно, что необходимо установить контроль над антропогенным воздействием на климат планеты.

160402 f01
Участники Киотского протокола по состоянию на декабрь 2011 года: 1 — Страны, подписавшие и ратифицировавшие соглашение 2 — Страны приложения I & II; 3 — Страны, подписавшие, но не ратифицировавшие протокол; 4 — Страны, ещё не принявшие решения; 5 — Страны, вышедшие из конвенции

Киотский протокол

... киотский протокол был принят 159 государствами в дополнение к Рамочной конвенции ООН об изменении климата и вступил в силу 16 февраля 2005 года ...

Одной из таких мер стало создание особого протокола в декабре 1997 года в японском городе Киото. Киотский протокол был принят 159 государствами в дополнение к Рамочной конвенции ООН об изменении климата и вступил в силу 16 февраля 2005 года. Основная задача этого международного документа — сократить или, по крайней мере, стабилизировать выбросы парниковых газов в атмосферу по сравнению с базовым уровнем, в качестве которого был выбран уровень 1990 года.

... киотский протокол стал, первым глобальным соглашением об охране окружающей среды, основанным на рыночном механизме регулирования ...

Ратификация Киотского протокола привела к созданию мирового углеводородного рынка, в чьи задачи входит распределение допустимого количества выбросов CO2 между странами-участницами. Киотский протокол стал, таким образом, первым глобальным соглашением об охране окружающей среды, основанным на рыночном механизме регулирования. В случае превышения отведенной стране нормы, она должна была приобрести условные единицы в размере превышенного лимита. Кроме того, страны имели возможность продавать и покупать друг у друга квоты на выбросы парниковых газов, что, по мнению экспертов ООН, позволило бы развивающимся странам использовать прибыль от продажи своих лимитов для борьбы с негативными последствиями изменения климата и развитии собственной промышленности.

Первый, или базовый период обязательств по Киотскому протоколу начался 16 февраля 2005 года и завершился 31 декабря 2012 года. Согласно протоколу, за этот период Евросоюз должен был сократить выбросы на 8%, Япония и Канада — на 6%, страны Восточной Европы и Прибалтики — в среднем на 8%, Россия и Украина — сохранить среднегодовые выбросы период с 2008 по 2012 гг. на уровне 1990 года.

160402 f03
Выбросы в атмосферу после подписания Киотского протокола

У многих стран сложились непростые отношения с Киотским протоколом. Так, Китай и Индия отказались брать на себя обязательства по исполнению протокола. Соединенные Штаты Америки заявили о своем неучастии в протоколе до 2013 года. Канада в декабре 2011 года сообщила о своем выходе из соглашения. Россия подписала договор еще в 1999 году, но ратифицировала его лишь в ноябре 2004 года.

Киото-2

... Киото-2 начался с 1 января 2013 году и продлится вплоть до 2020 года ...

Уже в 2006-2007 гг. были предприняты практические шаги по подготовке нового соглашения, которое вступило бы в силу после истечения срока действия первого периода. 8 декабря 2012 года на конференции ООН по климату в Дохе был утвержден второй период Киотского протокола. Так называемый Киото-2 начался с 1 января 2013 году и продлится вплоть до 2020 года. Обязательства в рамках Киото-2 приняли Евросоюз, Австралия, Казахстан, Украина, Белоруссия, Норвегия, Швейцария, Исландия, Лихтенштейн и Монако. Отказались участвовать во втором этапе Россия, Япония, Новая Зеландия и Канада.

На этапе Киото-2 произошло повышение уровня обязательств и изменение существовавших до этого условий, что, вероятнее всего, и стало причиной неучастия многих стран. Прежде всего, согласно тексту принятой поправки к Киотскому протоколу, не позднее 2014 года каждая страна-участница нового этапа была обязана предоставить информацию по исполнению установленных обязательств, а также предложить план их повышения.

Во-вторых, условия полного переноса обязательств по протоколу так называемого "горячего воздуха", т.е. квот на выбросы СО2, накопленных в 2008-2012 годах в результате резкого снижения выбросов в 1990-х годах, оказались изменены не в пользу некоторых стран, в частности, России, Белоруссии, Украины и Польши, у которых имелся большой запас таких квот. Проект нового документа содержал не только пункт касательно операций с квотами (теперь на операции с ними накладывалось ограничение в 2% от их общего объема), но и условие, призванное ограничить дальнейшее накопление "горячего воздуха". Некоторые страны и вовсе представили политические декларации об отказе покупать горячий воздух.

Есть ли прогресс?

160402 f04
Лидеры стран-участниц Парижского саммита, 2015 год

... подведение промежуточных итогов исполнения протокола показало, что к радикальному сокращению выбросов СО2 пока так и не удалось прийти ...

Стоит сказать, что Киотский протокол едва ли можно назвать спасением от глобального потепления. Прежде всего, Киотский протокол распространяется всего на 13% глобальных выбросов в силу ограниченного состава его участников. Этого явно не может быть достаточно для решения такой глобальной проблемы как изменение климата планеты.

Подведение промежуточных итогов исполнения протокола показало, что к радикальному сокращению выбросов СО2 пока так и не удалось прийти. Это объясняется во многом тем, что самый мощный генератор парниковых газов, США, подписали, но не ратифицировали соглашение. Некоторые активно развивающиеся страны вроде Китая и Индии и вовсе отказались от подписания протокола, поскольку он ограничил бы их в развитии и наращивании темпов экономики.

Некоторые эксперты сводят позитивную динамику, которая имела место в период с 2005 по 2012 гг., с существенными изменениями на геополитическом уровне. Распад СССР, трансформация экономик на постсоветском пространстве, сокращение производства в результате мирового экономического кризиса 2008 года — все это могло стать причиной улучшения экологической ситуации.

Еще больше скептицизма у тех, кто либо вообще не верит в глобальное потепление как дело рук человеческих, либо считает, что одержать победу в этом деле просто невозможно. Действительно, анализ климатических изменений и прогноз относительно будущего Земли — достаточно молодая область научных исследований. Эти изменения происходят достаточно медленно, так что в основном остаются незаметны. Теоретические построения едва ли могут служить весомым доказательством для стран, привыкших себя ни в чем не ограничивать.

Что дальше?

Судьба Киотского протокола показала, что без участия промышленных гигантов любой климатический договор будет слабоэффективным. Уже 22 апреля состоится подписание нового климатического соглашения, которое получило единогласную поддержку от 196 представителей стран-участниц. Оно было принято 12 декабря 2015 года по итогам 21-й Конференции Сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата в Париже и должно заменить собой Киотский протокол в период после 2020 года. Как и Киотский протокол, Парижское соглашение провозгласило главной своей целью значительное снижение выбросов парниковых газов. Эта мера, по мнению экспертов, должна помочь не допустить повышения средней температуры на планете более чем на 2°С по сравнению с доиндустриальной эпохой.

... если по каким-то причинам страна решит вернуться к своей привычной политике в области климата, ей ничто не сможет помешать это сделать ...

Несмотря на единогласную поддержку со стороны стран-участниц, критики отмечают, что соглашение не предусматривает какой-либо форм ответственности за нарушение обещаний, а в международно-правовом смысле сокращения выбросов вообще не являются обязательными. Таким образом, если по каким-то причинам страна решит вернуться к своей привычной политике в области климата, ей ничто не сможет помешать это сделать.

А. Павленко


Печать