О проекте учреждения Академии наук

Kunst
Источник: ГИМ.

8 февраля 2024 г.

8 февраля, в День российской науки, Российской академии наук исполняется 300 лет. «Это поистине историческая дата для Академии. Созданная Петром I, за эти три века Российская академия наук вместе с государством прошла большой и яркий путь», – сказал Президент РАН академик РАН Г. Я. Красников во время юбилейного мероприятия. Интересно вспомнить о том, какой задумывалась Академия в самом начале этого пути.

22 января 1724 г. в Сенате обсуждался проект нового учреждения. Оно именовалось «Академия», а также «Академия художеств и наук». Предполагалось «такое здание учинить, чрез которое бы не токмо слава сего государства для розмножения наук нынешнем временем разпространилась, но и чрез обучение и розпложение оных польза в народе впредь была». Академия должна была сочетать научные и учебные функции: «И таким бы образом одно здание с малыми убытками тоеж бы с великою пользою чинило, что в других государствах три разные собрания чинят...» 

В состав предлагалось ввести одиннадцать профессоров по разным направлениям. Первый класс: теоретические части математики («матезис сублимиор»); астрономия, география и навигация; механика. Второй класс: физика теоретическая и экспериментальная; анатомия; химия; ботаника. Третий класс: красноречие и древности; история древняя и новая: «право натуры и публичное, купно с политикою и этикою (нравоучением)». 

Академики обязывались:

1. Изучать всё, что уже достигнуто в науке, составлять «экстракты» из лучших сочинений «добрых авторов» и готовить их для издания.

2. Развивать свою область науки, исследуя все, что необходимо к ее «изправлению или прирощению». О своих открытиях сообщать секретарю. 

3. Участвовать в еженедельных заседаниях, в которых «каждый мнение свое предлагает, советом и мнением других пользоватца и партикулярно учиненные эксперименты в присудствии всех членов поверять может». Отмечена польза сотрудничества учёных разных специальностей: «в таких экспериментах многократно один другого, яко например анатомикус механика и пр., к совершенной демонстрации требует».

4. «Розискивать» – подвергать экспертизе открытия и изобретения посторонних лиц: определять, «верны ли оные» и насколько они новы и полезны. Исследования должны были приносить пользу стране, улучшать техническое оснащение производства: «Притом же бы вольные художествы и мануфактуры, которые уже здесь заведены суть и впредь еще заведены быть могут, от помянутого заведения пользу имели, когда им удобные машины показаны и инструменты их исправлены будут». 

5. Выполнять специальные исследования по поручениям, «ежели его императорское величество потребует, чтоб академикус из своей науки некоторое дело сискивал».

6. Написать «систем или курс в науки своей в пользу учащихся младых людей» – учебник на латыни и русском.

7. Читать публичные лекции в университете. Оговаривается право академика «за деньги партикулярные коллегии иметь», но не «вельми много», чтобы частные занятия не могли «протчим своим наукам и размышлениям вред чинить».

8. Обучать помощников. Для этого нужно, «дабы каждому академику один или два человека из младых студентов даны были и довольным жалованием снабдены». Эти молодые люди должны были также преподавать в гимназии. Наградой служили жалованье и надежда «учителям своим наследовать».

Новшеством стало то, что Академия предоставляла учёным гарантированное жалованье, «дабы оные люди непринуждены больше о своем и фамилии своей содержании старатися, нежели о возращении наук, наипаче понеже все такие люди суть, которым жалованием своим жить надобно». 

Исследователям предоставлялись библиотека и «натуральных вещей камора». Для издания научных трудов «ежегодно или через каждые два года» предполагалось содержать при Академии живописца и гравера.

Новое учреждение должно было «само себя править», избирая президента или на год, или на полгода. Академия не подчинялась государственным учреждениям – только императору. Кураторы должны были заботиться о «благосостоятельстве» академиков и докладывать императору «нужду их при всех оказиях».

По воспоминаниям современника, Пётр I ожидал от Академии следующее: «Славные наши ученые люди будут писать книги о всяких науках, которые прикажу я переводить на наш язык; выберу и поручу им молодых людей, которых они должны будут учить наукам по своим книгам и приготовлять их к тому, чтобы они могли других учить тем наукам. Другими ж сочинениями о своих науках и новых открытиях, которые будут они издавать на латинском языке, принесут они нам честь и уважение в Европе. Иностранцы узнают, что и у нас есть науки и перестанут почитать нас презрителями наук и варварами. Сверх того присутствующие в коллегиях, канцеляриях, конторах и других судейских местах должны будут требовать от Академии советов в таких делах, в которых науки потребны».

Источник: Копелевич Ю. Х. Основание Петербургской академии наук. Л. 1977.

Читайте также:

Метки: 300-летие РАН

Печать

Joomla SEF URLs by Artio