Международная антарктическая летняя школа–конференция на российской станции Беллинсгаузен

Ссылка: Информация 100304 (2010), Вестник ОНЗ РАН, 3, url: http://onznews.wdcb.ru/news10/info_100304.html

Российская антарктическая станция Беллинсгаузен – на первом плане, на втором плане – чилийские станции.

В январе 2010 г. была проведена Международная антарктическая летняя школа–конференция на российской станции Беллинсгаузен. Школа была организована Международным центром арктических исследований (International Arctic Research Center - IARC) Университета Аляски (г. Фэрбенкс, США) и Институтом физики атмосферы им. А. М. Обухова РАН (ИФА РАН). Тема – изменения климата и роль Антарктики.

Школа была поддержана РФФИ, РАН (Комиссией по работе с молодежью), APECS (Association of Polar Early Career Scientists), WRF (Wilderness Research Foundation). Это была уже четвертая Международная школа, организованная совместно IARC и ИФА РАН. До этого были две школы на российском ледоколе "Капитан Драницын" (в 2005 г. и 2006 г.) в ходе арктических экспедиций по программе международного проекта NABOS (Nansen and Amundsen Basins Observational System) и школа 2007 г. на территории природного заповедника (Федоровское) в Тверской области. В организации первых двух участвовали еще Арктический и антарктический научно-исследовательский институт Росгидромета (ААНИИ, г. Санкт-Петербург), Университет Лаваля и Институт морских наук (IMS, Канада), Институт полярных и морских исследований им. Альфреда Вегенера (AWI, Германия).

Российская антарктическая станция Беллинсгаузен, носящая имя руководителя Первой русской антарктической экспедиции Ф. Ф. Беллинсгаузена, была открыта в 1968 г. на о. Кинг Джордж (Ватерлоо) в группе Южных Шетландских островов, окружающих Антарктический полуостров. К северу от острова – пролив Дрейка, а на юге – пролив Брансфилд. По соседству с российской станцией находятся две чилийские – Фрай (Frei) и Эскудеро (Escudero). Чилийцы обосновались по соседству на следующий год после открытия нашей станции. Сравнительно недалеко находятся также китайская (Great Wall – Великая стена) и уругвайская (Артигас - Artigas) станции, более удалена южнокорейская станция (King Sejong – Кинг Седжонг). Кроме того, на острове находятся аргентинская (Jubani - Джубани), польская (Arctowski - Арцтовски), перуанская (Machu Picchu–Мачу Пикчу) и бразильская (Ferraz - Ферраз) станции.

Основная часть участников прилетела на станцию 16 января на уругвайском военном самолете "Геркулес С - 130" из чилийского города Пунта Аренас на берегу пролива Магеллана. В ожидании "окна" летной погоды в небольшой гостинице Пунта Аренаса со-директорами школы Владимиром Алексеевым (IARC) и Ириной Репиной (ИФА РАН) было проведено первое общее заседание с информационными сообщениями участников. Желающие приняли участие в экскурсиях по Патагонии. В числе лекторов–инструкторов и студентов–участников – представители России, США, Германии, Чили. Несколько участников присоединились уже на станции Беллинсгаузен. В работе школы–симпозиума приняли также участие сотрудники Российской антарктической экспедиции (РАЭ).

В день прибытия участники школы ближе познакомились с сотрудниками станции Беллинсгаузен – участниками 54 РАЭ – зимовочного и сезонного состава на вечере–встрече в кают-компании, организованном начальником станции Александром Куцурубой. Во время импровизированного концерта с участием хозяев и гостей были сюрпризы. Один из хозяев исполнил песню на слова Ирины Репиной, которая не только ведущий научный сотрудник ИФА РАН и участница многих экспедиций в полярные широты, в том числе трех экспедиций в Антарктиду, но и автор нескольких поэтических сборников. Неожиданно сформировался музыкальный дуэт, в котором партию флейты исполнял молодой гидробиолог Виталий Семин из Южного научного центра РАН (г. Ростов), а партию гитары – молодой ученый из США Джей Грегг.

Программа школы сочетала ежедневные выходы на маршруты под руководством опытных инструкторов-исследователей Антарктиды с выполнением заранее запланированных измерений и научные доклады, презентации лекторов-инструкторов и молодых участников – "школьников". В том числе проводились измерения температурных профилей и состава грунта с вечной мерзлотой и снежно-ледового покрова, забор проб для тестирования наличия микроорганизмов и их особенностей.

Во вступительной лекции участник многих РАЭ Ханс-Ульрих Петер из Университета Йены (Германия) рассказал о местных особенностях, правилах поведения на станции и на выходах. Особое внимание он уделил правилам поведения по отношению к животным и птицам. В настоящее время существует международная конвенция по охране окружающей среды в рамках действия Договора об Антарктике. Антарктика объявлена природным заповедником, где можно проводить только мирные научные исследования. При этом был принят ряд международных соглашений, определяющих пять категорий охраняемых районов, включая особо охраняемые районы, участки особого научного интереса, исторические места и памятники, районы ограниченного доступа и районы планирования многопрофильного использования.

В первой лекции основной программы школы Игорь Мохов (ИФА РАН) представил анализ происходящих климатических изменений в Антарктике с модельными оценками возможных изменений температурного и ледового режима в будущем. Особый акцент был сделан на особенностях изменений в районе Антарктического полуострова, где в последние десятилетия отмечается наиболее значительное увеличение приповерхностной температуры (в том числе на станции Беллинсгаузен) в Южном полушарии. Владимир Алексеев (IARC) сделал обзор исследований вечной мерзлоты. В том числе анализировались последствия воздействия изменений климата на вечную мерзлоту, экосистемы и инфраструктуру. Наряду с анализом данных наблюдений и результатов моделирования был представлен целый ряд фотосвидетельств современных процессов деградации вечной мерзлоты на Аляске.

В лекции Нинга Женга из Мерилендского университета (США) были представлены результаты исследований изменений глобального климата в прошлом и настоящем с оценками для будущего. Сделаны оценки роли разных естественных и антропогенных факторов, в том числе роли углеродного цикла. Немецкий ученый Ханно Майер из Потсдамского отделения AWI в своей лекции описал методы и результаты применения изотопного геохимического анализа в полярных областях. Были отмечены, в частности, приложения подобных методов для исследования гидрологического цикла (в том числе льда вечной мерзлоты, ледников, осадков, воды на поверхности и в грунте) и микроорганизмов. Ханно Майер и чилийский аспирант AWI Франсиско Фернандо сочетали участие в школе с большой программой экспериментальных исследований, продолжившихся и после возвращения из Антарктики основной группы участников летней школы–конференции.

В лекции Александра Глико (Институт физики Земли РАН и Отделение наук о Земле РАН) были представлены результаты исследований тепло- и массопереноса в высокотемпературных донных гидротермальных системах. В общей глобальной сети вулканов, в том числе вблизи Антарктики, отмечены и особенности в области Антарктического полуострова. Булат Мавлюдов из Института географии РАН представил результаты гляциологических исследований на о. Кинг Джордж с оценками скоростей деградации ледников в разных частях острова (около 4-6 м/год). Наряду с этим очень значимым было его участие в качестве лектора-инструктора в ходе плановых маршрутов для измерений температурного профиля грунта с вечной мерзлотой, характеристик ледового режима на склонах купола и химического состава потока воды, стекающей с тающего ледника.

Линдсей Бартоломью из чикагского Музея науки и индустрии (США) дала общую характеристику современных информационных систем, использующихся в области научных исследований, образования и для популяризации результатов научных исследований. Шелдон Барт из Фонда исследований дикой природы (г. Нью-Йорк, США) представил свое видение истории антарктических исследований. Большой интерес вызвала презентация Алехо Контрераса (Чили) о его антарктических исследованиях. Он был первым представителем Южной Америки, достигшим Южного полюса на лыжах.

Результаты своих исследований представили в своих презентациях молодые участники школы. Андрей Карпенко (ИФА РАН) сообщил о результатах анализа температурных тенденций на Антарктическом полуострове в последние десятилетия по данным наблюдений и о моделировании современных и возможных в будущем изменений. Аспирант ИФА РАН Александр Малышкин представил оценки отклика ледового щита Антарктиды на глобальные изменения климата на основе предложенной простой модели баланса массы щита. В сообщении Джея Грегга (США) был проведен сравнительный анализ сценариев климатических изменений. Аспирант Мичиганского технологического университета (США) Крис Джонсон привел примеры использования новых измерительных комплексов для определения локальных климатических изменений, в том числе изменений потоков углекислого газа и метана. Были представлены результаты сравнения разных методов измерения.

Важное качество в программу школы было внесено Хансом-Ульрихом Петером и его группой, в которую входили четыре молодых участника из Германии. В программе работ этой группы, в частности, контроль репродуктивности животных и птиц и расположения их колоний в этом регионе. В ходе регулярных маршрутов под общим руководством профессора Петера "школьники" познакомились с особенностями жизни пингвинов, тюленей и морских слонов. Особое значение имел визит на надувной лодке "Зодиак" на соседний остров Ардли с многочисленными колониями пингвинов.

Сильное впечатление произвело посещение южнокорейской антарктической станции, диапазон научных исследований, проводимых здесь, и общий уровень их аппаратурно-технического обеспечения. В зале с большим экраном презентации с обеих сторон позволили познакомиться с программой работ на станции, задачами международной школы и ее участников.

Замечательным дополнением к программе школы было участие в ней кинорежиссера документального кино Ольги Стефановой, которая входила в зимовочный состав станции. Молодой режиссер показала свои фильмы, снятые на станции Беллинсгаузен и на Камчатке (о работе вулканологов). Она участвовала и стала призером международного антарктического кинофестиваля, в котором участвовали представители разных стран, проводящих исследования в Антарктике. Участники школы после лекций увидели и некоторые другие фильмы уникального кинофестиваля.

По возвращении из Антарктики в Пунта-Аренас (в ночь на 25 января) участникам школы очень интересные материалы об исследованиях ледников Антарктиды были представлены в презентации испанских гляциологов Марии дель Кармен Домингез из Университета Саламанки и Адольфо Эрасо из Политехнического университета Мадрида. Состоялось заключительное обсуждение результатов антарктической школы–конференции. Высказаны предложения по организации будущих школ.

В ожидании даты вылета из Пунта-Аренаса по домам (согласно заранее купленным билетам с запасом – с учетом неопределенности вылета из Антарктики) участники школы имели возможность ближе познакомиться с природой Патагонии. В том числе была возможность посетить Огненную Землю на другой стороне Магелланова пролива, систему потухших вулканов с лавовыми полями на границе с Аргентиной.

Очень полезным оказался визит организаторов школы в Чилийский антарктический институт, находящийся в Пунта-Аренасе. Следует отметить ключевую роль сотрудников чилийской антарктической службы в организации доставки участников школы в Антарктику. Проявлена готовность к сотрудничеству и в будущем.

Антарктика – уникальный международный научный полигон. Здесь четко виден технологический и научный уровень исследований на разных станциях. Особенно явно это проявляется при близком соседстве станций разных стран, как на острове Кинг Джордж. Важно, чтобы российские исследования в Антарктике были представлены достойно и не ограничивались только попытками сохранить присутствие.

И. И. Мохов

Сопутствующие линки: