Катастрофа в воздушном пространстве Европы

Ссылка: Информация 100404 (2010), Вестник ОНЗ РАН, 2, url: http://onznews.wdcb.ru/news10/info_100404.html

Вулкан Эйяфьятлайокудль-1

Подготовка извержения вулкана Эйяфьятлайокудль, который находится в 200 км к востоку от столицы Исландии Рейкьявика, началась в марте этого года. После 14 апреля режим вулканического извержения перешел в кульминационную стадию, в результате чего эруптивная колонна, состоящая в основном из водяных паров, вулканического пепла и летучих компонентов, поднялась на высоту 6 км и начала распространяться в юго-восточном направлении в сторону Европы. В связи с этим ряд североевропейских стран закрыли свое воздушное пространство и отменили многие авиарейсы. Космические снимки показывают, что 16 апреля вулканический шлейф достиг Москвы и в настоящее время использование российского воздушного пространства также находится под вопросом. Как сообщают СМИ, по оценке Европейской организации по авиационной безопасности (Eurocontrol) 16 апреля будет отменена половина всех авиарейсов между Северной Америкой и Европой. Если сила извержения не уменьшится, то за несколько дней разносимое ветром облако продуктов извержения может накрыть большую часть северного полушария.

По сообщениям исландских вулканологов, наблюдаемое сегодня извержение вулкана Эйяфьятлайокудль является довольно слабым в сравнении с его более ранними извержениями и, тем более, в сравнении с извержениями крупнейшего вулкана Европы Этна, расположенного на юге Италии. Почему же именно этот небольшой исландский вулкан с труднопроизносимым названием нарушил нормальную работу всего европейского авиатранспорта?

Произошло сочетание нескольких обстоятельств, среди которых покрывающий вулкан лед, из- за которго в атмосферу выбрасывается огромное количество водяного пара, высота подъема эруптивной тучи, которая быстро разносится ветром в верхних слоях атмосферы, состав и размеры частиц извергаемого материала, и многое другое. Но главное – это пересечение траекторий движения авиалайнеров с областью распространения газо-пылевого облака, переносимого высотными ветрами. Сейчас облако вулканической пыли движется на восток и юго-восток Европы, то есть на одну из наиболее загруженных частей воздушного пространства Европы.

Потенциальная опасность определяется вещественным составом эруптивной тучи. По цвету облака специалисты всегда могут оценить содержащееся в нем количество твердых частиц. Если облако не содержит пепла, а состоит в основном из водяного пара, то оно, как правило, имеет белый цвет. В зависимости от количества вулканического пепла, размеров и химического состава его частиц цвет эруптивного облака будет изменяться до серого, бурого или темного. Именно такое, черное, насыщенное вулканическим пеплом облако, движется в настоящее время в сторону европейского континента.

Большая насыщенность эруптивной тучи пеплом, состоящим из мелких частиц вулканического стекла и тугоплавких минералов, представляет опасность для турбин авиационных двигателей, играя в них роль наждака с одной стороны, и роль балласта самолета с другой, оседая на крыльях и фюзеляже.

Не меньшую опасность представляют собой и высокие концентрации летучих элементов – в основном серы и хлора – в эруптивной туче. По нашим предварительным оценкам количество этих элементов при среднем извержении Ключевского вулкана на Камчатке составляет до 4000 тонн серы и 1500 тонн хлора в день. Близких значений можно ожидать и при извержениях вулканов Исландии, которые, как и Ключевской вулкан, извергают сходную по содержанию летучих элементов базальтовую магму. Наиболее опасны большие концентрации серных аэрозолей. Температура плавления серы составляет всего 120oС. Поэтому, соприкасаясь с горячими частями двигателей, сера, в смеси с пеплом, покрывает собой движущиеся части и блокирует их работу, что может привести к непоправимым последствиям. Описание основных событий контакта авиалайнеров с вулканическими эруптивными тучами можно найти на сайте Института вулканологии и сейсмологии ДВО РАН по адресу http://www.kscnet.ru/ivs/kvert/.

Проблеме безопасности полетов при извержениях вулканов с выбросом вулканических пеплов уделяется большое внимание во всем мире. Этой проблемой занимаются специалисты США, Японии, Франции, Великобритании, Индонезии, Колумбии, Филиппин, Италии, Мексики и ряда других стран, включая Россию, где на полуострове Камчатка расположено 29 действующих вулканов, девять из которых неоднократно извергались за последние десятилетия.

События, происходящие сейчас в Европе, показывают настоятельную необходимость дальнейшего изучения вулканов и процессов, происходящих при их извержениях.

Татьяна Чурикова
Ученый секретарь Российской Секции Международной ассоциации вулканологии и химии недр Земли
с.н.с. Института вулканологии и сейсмологии ДВО РАН