Геологическая наука на Дальнем Востоке
Предисловие к статьям и другим материалам, представленным ДВО РАН,
под общей редакцией акад. А. И. Ханчука

Ссылка: Информация 101004 (2010), Вестник ОНЗ РАН, 2, url: http://onznews.wdcb.ru/news10/info_101004.html

Первый заместитель Председателя ДВО РАН акад. А. И. Ханчук

В этом году мы будем отмечать 40-летие Дальневосточного научного центра, на базе которого в дальнейшем было сформировано Дальневосточное отделение РАН. Но история академической геологии на Дальнем Востоке России более продолжительная. Первым научным подразделением, базирующимся здесь на постоянной основе, была Камчатская вулканостанция, организованная 1935 году, т.е. 75 лет назад. В 2009 году отметил свой 50-летний юбилей Дальневосточный геологический институт; в 2010 году аналогичную дату отметил Северо-Восточный комплексный институт. У истоков дальневосточной геологической науки стояли выдающиеся советские и российские ученые, такие как Ф. Ю. Левинсон-Лессинг, А. Н. Заварицкий, Е. А. Радкевич, Н. А. Шило, Ю. А. Косыгин. Благодаря их усилиям, таланту и организаторским способностям сформировались работоспособные коллективы, атмосфера творчества и энтузиазма которых, сохранилась и поныне.

Академическая наука на Дальнем Востоке в настоящее время представлена 7 геологическими подразделениями – Дальневосточным геологическим институтом (ДВГИ, г. Владивосток), Институтом тектоники и геофизики (ИТиГ) и Институтом горного дела (ИГД) (г. Хабаровск), Институтом геологии и природопользования (ИГиП, г. Благовещенск), Институтом морской геологии и геофизики (ИМГиГ, г. Южно-Сахалинск), Институтом вулканологии и сейсмологии (ИВиС, г. Петропавловск-Камчатский), Северо-Восточным комплексным институтом (СВКНИИ, г. Магадан). Значительное их количество объясняется уникальными геологическими объектами исследования, сформировавшихся в зоне активного взаимодействия океанической и континентальной литосфер, с чрезвычайно интенсивными геологическими и тектоническими процессами, магматическими проявлениями, сформировавших крупные месторождения полезных ископаемых, включая благороднометальные.

Изучение переходной зоны между континентом и океаном является общей задачей всех геологических институтов ДВО РАН. В то же время, каждое научное подразделение отличается определенной спецификой исследований, которая диктуется особенностями геологического строения территории, на которой он расположен. Например, Институт вулканологии и сейсмологии, базирующийся на Камчатке, приоритетно изучает вулканические и сейсмические процессы. Сходными научными направлениями характеризуется также Институт морской геологии и геофизики, важнейшим объектом исследований которого является Курильская островная дуга, образовавшаяся в результате погружения океанической литосферы под восточную Евразию. Практическая значимость исследований двух институтов, связана с предсказанием и предотвращением катастрофических последствий опасных геологических событий, таких как вулканические извержения, землетрясения и цунами. Такие работы ведутся в тесной кооперации с учеными из Японии и США.

В ДВГИ, СВКНИИ, ИТиГ, ИГиП проводятся важные исследования, связанные с изучением геологического строения и эволюции зоны перехода Азиатский континент – Тихий океан. Важнейшим результатом этих работ является выделение временных этапов субдукции океанической плиты под континентальную и их скольжения друг относительно друга. Последний геодинамический режим, выделенный впервые, приводит к появлению особых геологических структур, с необычным магматизмом и метаморфизмом. Несколько этапов скольжения литосферных плит выделяется в геологической эволюции Камчатки. Геохимические и изотопные исследования свидетельствуют о полигенной природе Восточно Сихотэ-Алинского вулканического пояса, сформировавшегося в результате пространственного совмещения вулканических комплексов субдукционной и внутриплитной геологических обстановок, этапа скольжений океанической и континентальной литосфер, с образованием так называемых "slab windows".

Значительный объем научных исследований академических институтов геологического профиля ДВО РАН связан с изучением месторождений полезных ископаемых, как металлических, так и неметаллических. В настоящее время фактически происходит переоценка месторождений и рудопроявлений, открытых предшествующими поколениями геологов на извлечение важных попутных элементов, например германия, лития и редкоземельных элементов из углей. Наряду с этим, опираясь на современные инструментальные методы, решается задача исследования нетрадиционных источников полезных ископаемых. В качестве примера можно привести целенаправленные работы Дальневосточного геологического института по изучению графитизированных пород Ханкайского массива, в результате которых были выявлены промышленные концентрации золота и элементов платиновой группы. Дальнейшие исследования совместно с Институтом тектоники и геофизики в Хабаровске показали, что на Дальнем Востоке, в частности, Приморском и Хабаровском краях, в Еврейской автономной области, такие графитизированные породы распространены довольно широко. Были найдены видимые выделения металлов платиновой группы, что подтвердило открытие совершенно нового источника металлов платиновой группы и золота. Дальневосточный геологический институт совместно с учеными Института химии ДВО РАН, Института тектоники и геофизики и Института горного дела приступили к разработке технологий извлечения благородных металлов. Хорошо спланированная работа, координация деятельности различных научных коллективов показала, что не только для Дальнего Востока, но для всей страны это огромная перспектива, поскольку графитизированные породы-графиты широко распространены по всей России.

Другое направление – золото из буро-угольных месторождений. Детальные исследования, проведенные учеными АмурНЦ Благовещенска и других городов Дальнего Востока, показали, что потенциал буро-угольных месторождений на золото также достаточно велик.

Очень важны традиционные месторождения золота и металлов платиновой группы. Это давняя проблема, существующая на Дальнем Востоке, где распространен ряд сульфидных месторождений. Известны данные о содержании и присутствии в них платины. Ими занимаются Дальневосточный геологический и Северо-Восточный комплексный институты. Кроме грандиозного месторождения "Наталка" на северо-востоке есть и другие крупно-объемные рудные объекты с очень невысоким содержанием золота, но большими запасами руды – сотни и тысячи тонн. Добавка хотя бы небольшого количества платины к разработке этих месторождений резко увеличивает их рентабельность.

О перспективности других месторождений. Необходимы поиски медно-молибденовых с золотом и серебром месторождений из так называемого класса порфировых месторождений, которые в последнее время открыты на противоположной стороне Тихого океана – в Северной и Южной Америке. В этом отношении очень перспективен Корякский регион – вся южная часть Чукотки; в перспективный ряд включаются также другие территории Дальнего Востока, где расположены породы, которые могут вмещать такие порфировые месторождения. Следующие перспективы связаны с поисками месторождений серебра, такими, например как "Дукат" в Магаданской области. Не исключена находка месторождений нефти и газа в континентальной части Дальнего Востока России.

Перечисленные выше основные направления геологических исследований не отражают все разнообразие научных тематик, выполняемых академическими институтами Дальневосточного отделения РАН. Геологическая наука на Дальнем Востоке России интенсивно развивается, расширяется круг выполняемых задач, зарождаются новые перспективные направления. Все это разнообразие не может отразить открываемая в данном выпуске "Вестника ОНЗ РАН" серия публикаций о работах и достижениях ДВО РАН, но я уверен, что эти материалы будут интересны для научной аудитории и позволят хоть в какой-то мере понять чем занимаются геологи Дальнего Востока России