Нефтегазовый сектор института геологии в познании и освоении энергоресурсов тимано-печорского бассейна

Ссылка: Информация 110505 (2011), Вестник ОНЗ РАН, 3, url: http://onznews.wdcb.ru/news11/info_110505.html

В 70-80 годы прошлого столетия бурное развитие геологоразведочных работ в стране и интенсивное освоение открытых к тому времени в Тимано-Печорском нефтегазоносном бассейне (ТП НГБ) месторождений нефти и газа требовали серьезного научно-теоретического обеспечения и обоснования главных направлений дальнейшего поиска и разведки новых месторождений.

Именно в это время в Институте геологии Коми филиала АН СССР был организован отдел геологии горючих ископаемых. С первых шагов коллектив отдела показал свою способность решать весьма сложные проблемы, связанные с изучением глубинного строения осадочного чехла и его нефтегазоносного потенциала. Объектом планомерного изучения была обширная территория Урало-Монгольского подвижного пояса, поскольку именно с его формированием и эволюцией связана история геологического развития осадочных бассейнов Европейского севера России — Печорского и Мезенского.

На основе комплексного анализа данных тектонических, литологических, гидрогеологических, геохимических и газогидрогеохимических исследований была создана модель строения осадочного чехла Печорского и Мезенского седиментационных бассейнов. Были оценены условия и масштабы генерации, миграции и аккумуляции углеводородов (УВ), выявлены закономерности их распределения в разрезе осадочного чехла. Проведено тектоническое и нефтегазогеологическое районирование территории ТП НГБ. Научно обоснованы направления развития региональных и поисково-разведочных работ на нефть и газ.

Высокий научный уровень исследований, проводящихся в Институте геологии, обратил на себя внимание отечественных и зарубежных предприятий нефтегазовой отрасли. Институт одним из первых в стране начал применять компьютерные методы для комплексной обработки геолого-геофизической, геохимической информации при подсчете запасов, прогнозе новых месторождений. Так оформилось еще одно, прикладное, направление исследований, связанное с созданием специализированных информационно-аналитических систем. Заказчиками исследований выступили крупнейшие нефтегазовые компании и учреждения, среди которых такие, как: ОАО "ГАЗПРОМ", ОАО "ЛУКОЙЛ", ОАО "НК Роснефть", ТНК "ВР", Shell, Statoil, Total, а также территориальные агентства по недропользованию.

Уникальные авторские разработки позволили усовершенствовать метод поверхностной геохимической съемки, востребованной в последнее десятилетие. С помощью новейшего оборудования создана методика исследования газов и битумоидов, сорбированных в приповерхностных отложениях. Подробная информация об их составе позволяет не только оконтурить участки, перспективные на обнаружение залежей нефти и газа, но и судить о фазовом состоянии УВ, определить их качественную характеристику в недрах территорий, мало изученных и геофизическими методами, и бурением.

За последние годы увеличилась роль института в экспертной оценке перспективности лицензионных участков недр в пределах Печорского НГБ. Тесное сотрудничество с крупнейшими компаниями нефтегазовой отрасли дало новый толчок развития прикладного направления передовых научных разработок, технологий. В настоящий период наиболее востребованными стали геолого-геохимические исследования, направленные на выявление целостности залежей углеводородов, определения пропущенных в ходе бурения нефтегазоносных интервалов, выяснения перспектив глубоко погруженных осадочных толщ, углеводородных систем, фазового состава залежей в пределах перспективных территорий.

Достигнуты новые рубежи в изучении реологических свойств нефти. С помощью кавитационного воздействия на нефть изменяется ее компонентный состав, а следовательно, и физические свойства. Причем воздействовать на флюид можно и в эксплуатационной скважине, и при его транспортировке по нефтепроводам. Научные разработки запатентованы.

В последнее время в институте успешно внедряются новые методы по изучению геоморфологии, неотектоники ТП НГБ, а именно дистанционного зондирования Земли (дешифрирование высокоразрешающих многоспектральных и радиолокационных космических снимков), применительно к оценке нефтегазоперспективности территорий.

В институте накоплен колоссальный по объему уникальнейший фактический материал за несколько десятилетий непрерывных исследований. Именно он и лег в основу создания базы данных, которая стала неотъемлемой частью геоинформационной системы "Тимано-Печорский нефтегазоносный бассейн". Работа над ГИС велась по нескольким основным направлениям: наполнение баз геолого-геофизической, геохимической информацией, создание макетов цифровых карт, оцифровка имеющихся картографических материалов, ведение системы учета материалов.

В настоящий момент созданы все условия для работы – современная геохимическая лаборатория, оборудование которой позволяет выполнить полный цикл аналитических исследований углеводородных флюидов, кернового материала для решения поставленных геологических задач. Имеется парк новейшей компьютерной техники, передовое программное обеспечение, локальная компьютерная сеть, дисковые массивы для хранения огромного количества информации. Сотрудники лаборатории прошли дополнительное обучение для работы с аналитическим оборудованием и со специализированными программами.

Богатый научный опыт, обширный материал, мощная лабораторная и теоретическая база позволили ученым института перейти на качественно новый уровень фундаментальных исследований – к исследованию онтогенеза УВ в осадочных бассейнах Европейского севера России. Это означает детальное изучение формирования, эволюции и разрушения углеводородных систем, позволяющее по-новому рассмотреть и сформировать направления поисков и разведки месторождений УВ, оценить их геологические ресурсы в пределах как освоенных, так и малоизученных территорий.

Имеющиеся теперь в руках геологов теоретические предпосылки позволяют позитивно оценить будущее ТП НГБ. Теперь бассейн рассматривается как объект потенциального прироста запасов углеводородов, в котором в ближайшие годы предполагается увеличить добычу и прирастить запасы УВ в 1,5–2 раза. Разработанный в Институте геологии комплексный подход к моделированию процессов нафтидогенеза делает реальным качественно новый шаг в освоении шельфа северных морей и открытии новых месторождений.

к.г.-м.н С. С. Клименко, руководитель лаборатории геологии нефтегазоносных бассейнов Института геологии Коми НЦ УрО РАН