Торжественное открытие бюста О. Ю. Шмидта в ИФЗ РАН

Ссылка: Информация 111107(2011), Вестник ОНЗ РАН, 3, url: http://onznews.wdcb.ru/news11/info_111107.html

Бюст О. Ю. Шмидта

В Институте физики Земли, названном в честь Отто Юльевича Шмидта, состоялось торжественное открытие бюста этого выдающегося российского ученого и государственного деятеля, приуроченное к его 120 –летнему юбилею.

Поражает даже простой перечень дел, совершенных Отто Юльевичем Шмидтом в течение всей жизни (1891-1956 гг.). Математик, астроном, геофизик, один из организаторов освоения Северного морского пути, академик (1935 г.), вице-президент АН СССР (1939-1942 гг.), академик АН Украины (1934 г.), Герой Советского Союза (1937 г.), в 1918-1922 гг. работал в нескольких наркоматах (Наркомпроде, Наркомфине и Наркомпросе), активно занимался организацией высшего образования и науки. В 1921-1924 гг. заведовал Госиздатом и стал главным редактором Большой советской энциклопедии.

О. Ю. Шмидт являл собой тип ученого-энциклопедиста эпохи Возрождения. Им была основана московская алгебраическая школа и разработана абстрактная теория групп. В середине 40-х гг. он выдвинул гипотезу об образовании Земли и планет солнечной системы в результате конденсации околосолнечного газово-пылевого облака (гипотеза Шмидта), и до конца жизни совместно с коллективом ученых занимался развитием этой космогонической теории.

С именем О. Ю. Шмидта связаны крупные достижения в исследовании Арктики. В 1932-39 гг. он был начальником Главсевморпути. В 1929 -1930 гг. возглавлял экспедиции на ледоколе "Георгий Седов", в результате которых была создана первая научно-исследовательская станция на Земле Франца-Иосифа, обследованы северо-восточная часть Карского моря, западные берега Северной Земли и открыты несколько островов. Под руководством О. Ю. Шмидта, в 1932 г. ледокол "Сибиряков" впервые прошел за одну навигацию весь путь от Архангельска до Тихого океана. Он был руководителем экспедиции на пароходе "Челюскин" в 1933-1934 гг., воздушной экспедицией по организации дрейфующей станции "СП-1" (1937 г.) и операцией по спасению сотрудников станции в 1938 г.

Обо всех этих фактах из жизни ученого, и о многом другом говорили участники заседания ученого совета ИФЗ РАН, которое состоялось в тот же день, после торжественной церемонии открытия бюста академика О. Ю. Шмидта. Заседание открыл директор ИФЗ РАН академик А. О. Глико. Академик РАО, заслуженный деятель науки РФ С. О. Шмидт рассказал аудитории о публикации четвертой книги избранных трудов своего отца и новых материалах о нем. Доктор географических наук, почетный полярник В. С. Корякин говорил о полярных исследованиях О. Ю. Шмидта.

Вторая часть заседания была посвящена обсуждению значимости научных трудов О. Ю. Шмидта и их продолжению в наши дни. Доктор физ.-мат. наук Е. Л. Рускол выступил с докладом о современной модели происхождения Земли и планет, основанной на гипотезе О. Ю. Шмидта. Высоко оценили вклад О. Ю. Шмидта в развитие космической науки академик М. Я. Маров (доклад "Космогония и российская планетная программа") и чл.-корр. РАН О. Л. Кусков (доклад "Химическая дифференциация и внутреннее строение Луны").

В тот же день в ИФЗ РАН состоялась презентация фотоальбома, посвященного жизни и деятельности академика О. Ю.  Шмидта.

Е. Фирсова