Единый фронт науки и правительства возможен?

Ссылка: Информация 121003 (2012), Вестник ОНЗ РАН, 4, url: http://onznews.wdcb.ru/news12/info_121003.html
^ Главная страница

Государственная программа РФ "Развитие науки и технологий" на 2013–2020 гг. должна быть представлена на рассмотрение правительством 18 октября. За неделю до этого, в Минобрнауки России состоялось заключительное публичное обсуждение программы. В нем приняли участие представители научной общественности и экспертный совет Открытого правительства во главе с министром М. А. Абызовым. В этот же день правительством была принята программа по развитию образования в России до 2020 года.

В начале заседания с докладом выступил заместитель главы Минобрнауки А. Б. Повалко. По его словам, программа будет построена на трех основополагающих принципах. Прежде всего, в финансировании науки будет усилена конкурсная составляющая, и ни у вузов, ни у институтов РАН не будет никаких привилегий. В конкурсах будут выигрывать только сильные научные группы. Во-вторых, университеты должны постепенно превратиться в конкурентоспособные научные площадки, и, в-третьих, правительство будет поддерживать работы по развитию меганауки.

Ученые вновь выступили с критическими замечаниями в адрес правительственной программы и политики министерства образования. По их мнению, вновь недооценена роль Академии наук. Заместитель главного учёного секретаря президиума РАН В. В. Иванов едва успел ознакомиться с присланным ему утром последним вариантом программы. Как и на предыдущем заседании в Госдуме, он снова подчеркнул, что "академическое сообщество должно участвовать в управлении госпрограммой. Пока же эти права принадлежат только министерству. Программа управляется научно-координационным советом, председатель его — министр. Он же утверждает состав совета. Было бы логично, чтобы РАН была включена в исполнители программы".

Заместитель генерального директора Курчатовского института О. С. Нарайкин критиковал госпрограмму за то, что в ней слишком много общих фраз и нет "отчётливо сформулированных проблем науки и конкретных путей их решения". Полную солидарность с его позицией высказал председатель Ассоциации государственных научных центров академик РАН Е. Н. Каблов. Он был крайне недоволен и тем, что Минобрнауки полностью проигнорировала 30 предложений ассоциации по доработке документа. Председатель Комитета Госдумы по науке и наукоёмким технологиям В. А. Черешнев заявил, что "в окончательном варианте… не учтены принципиальные замечания, которые высказали учёные. Хотя нам обещали их отразить, мы с Игорем Федюкиным это обсуждали недавно полтора часа". Следует отметить, что заместитель министра образования и науки И. И. Федюкин еще в августе, выступая на совещании с участием руководства СО РАН в новосибирском Академгородке, назвал себя "представителем фундаментальной науки в министерстве" и призывал к развитию сотрудничества правительства и ученых.

Еще более категоричен в своем выступлении на заседании в министерстве был ректор НИУ ВШЭ Я. И. Кузьминов: "Я не понимаю, почему мы обсуждаем госпрограмму в таком благостном тоне. Сегодня правительство приняло программу по образованию с таким финансированием, которое не позволит достичь поставленных целей. В научной программе ещё хуже ситуация. Надо ставить вопрос о росте финансирования, иначе придётся резать по живому — не закрывать же нам университеты и не отказываться же от прикладной науки".

В начале заседания А. Б. Повалко предупреждал, что бюджет госпрограммы не сопоставим с намеченными целями. По его словам, к 2015 году доля расходов на исследования должна возрасти в полтора раза, достигнув 1,77% от ВВП, а к 20-му — 3%. Объём частных инвестиций — 50%. Очевидно, что эти цели являются труднодостижимыми.

М. А. Абызов уточнил, что в правительстве есть принципиальное понимание того, что финансирование науки является недостаточным: "В случае появления в бюджете резервных средств вопрос о дополнительном финансировании науки и образования будет рассматриваться в первую очередь".

Министр Д. В. Ливанов принял участие в дискуссии на завершающем этапе и сказал: "Госпрограмма — это инструмент бюджетной политики, позволяющий координировать бюджетные расходы. Ресурсное обеспечение программы, действительно, не позволяет достичь целого ряда показателей. С 14-го года вступают в силу две новые федеральные программы ("Кадры" и "Исследования и разработки") — это ещё дополнительно 90 миллиардов рублей. Плюс — к 18-му году будет увеличено финансирование научных фондов — РГНФ и РФФИ до 25 миллиардов. Это уже согласовано со всеми ведомствами, так что ни у кого не должно быть сомнений в нереализованности этих планов. В госпрограмме предполагается также переход на эффективный контракт с научным сотрудником. Зарплата исследователя должна быть достаточной и конкурентоспособной, не меньше, чем в других странах на аналогичных позициях. У молодёжи должны быть понятные карьерные перспективы".

Министр обратился в призывом к Минфину, Минобрнауки и учёным преодолеть внутренние разногласия и выработать консолидированную позицию, чтобы выступить в правительстве "единым фронтом".

 


Е. Фирсова (по материалам из открытых источников)