РАН и космические исследования

Ссылка: Информация 131109 (2013), Вестник ОНЗ РАН, 5, url: http://onznews.wdcb.ru/news13/info_131109.html

Дважды Герой Советского Союза, член-корреспондент РАН Виктор Петрович Савиных

Исследования космоса имеют огромное значение для развития науки, как фундаментальной, так и прикладной. Данные, полученные в результате этих исследований, в ближайшем будущем должны привести к пересмотру многих существующих представлений и к развитию новых областей науки.

В особенности это относится к наукам о Земле. Изучение устройства Вселенной поможет больше узнать о процессах, происходящих на нашей планете. Исследования генезиса и морфологии поверхности планет и слагающих их горных пород и формаций внесут значительный вклад в изучение геодинамики и динамики планетных оболочек. Геологическое изучение Земли из космоса, картирование Земли и планет помогут в осуществлении поисков различных полезных ископаемых.

Космические исследования в ближайшем будущем должны привести к революционным преобразованиям во многих областях техники и технологии, а также в медицине. Результаты разработок в области космической техники будут применяться в промышленности и сельском хозяйстве, при исследовании глубин Мирового океана и полярных исследованиях, при изготовлении геологического оборудования и в других областях. Изучение функционирования человеческого организма во время космических полетов может сыграть неоценимую роль для повседневной медицинской практики.

Велика роль искусственных спутников Земли для развития экономики. Они собирают и передают на Землю метеорологическую информацию, необходимую для составления долгосрочных прогнозов погоды, следят за явлениями на Солнце и предупреждают о неблагоприятных последствиях этих явлений, обеспечивают глобальную связь и сверхдальние телепередачи, помогают поискам полезных ископаемых, обнаружению лесных пожаров и т. д. Разработка сложных в техническом отношении космических аппаратов и оборудования требует модернизации промышленности и создания новых наукоемких производств.

Руководство Академии наук в это непростое для российской науки время придает большое значение участию в изучении космоса. Выступая 25 ноября на торжественном заседании, посвященном открытию Года науки Россия—ЕС, президент РАН В. Е. Фортов отметил, что ученым России и Европы следует улучшать взаимодействие по всем направлениям, включая и область космических исследований.

В. Е. Фортов сообщил, что в настоящее время готовится перечень совместных проектов по космосу, которые могут быть эффективно реализованы совместно с европейскими партнерами.

Ранее В. Е. Фортов предложил членам президиума Академии подготовить предложения по научным проектам для совместной реализации с Роскосмосом — организацией, "максимально открытой к научным идеям". В качестве примера успешного сотрудничества РАН и Роскосмоса Фортов назвал проект "Радиоастрон". Глава РАН призвал ученых разработать "новые яркие подходы, новые идеи" и подумать над созданием новых исследовательских проектов как в пилотируемой космонавтике, так и при использовании беспилотных космических аппаратов.

Говоря о вкладе Академии наук в развитие космических исследований, невозможно не упомянуть об известном покорителе космоса, 50-м космонавте нашей страны и 100-м космонавте Земли, участнике трех космических одиссей на пилотируемых космических кораблях и долговременных орбитальных станциях "Салют-6" (1981 г.), "Салют-7" (1985 г.) и "Мир" (1988 г.), дважды Герое Советского Союза, члене-корреспонденте РАН Викторе Петровиче Савиных.

В. П. Савиных внес большой вклад в развитие научных исследований в области космоса. Он разработал теорию и методы структурно-ландшафтного индикационного дешифрирования космических изображений для определения пространственных закономерностей размещения месторождений полезных ископаемых и исследования природных экосистем и преобразования координат опорных пунктов для слежения за динамикой природных и антропогенных процессов в труднодоступных районах с использованием современных глобальных спутниковых систем позиционирования. Им была решена проблема деформационно-геофизического мониторинга опасных природных процессов (катастрофические движения ледников, землетрясения, динамика ландшафтов) и научно обоснованы принципы аэрокосмического мониторинга труднодоступных областей, с использованием которых выполнено географическое районирование и исследованы топографические изменения Арктики, создана геоинформационная система для архипелага Земля Франца-Иосифа.

При активном участии В. П. Савиных в 2002 г. на базе Московского государственного университета геодезии и картографии (МИИГАиК) был создан научно-исследовательский учебный центр "Аэрокосмос" для выполнения научно-исследовательских работ в области аэрокосмического мониторинга. В 2004 г. центр был преобразован в научно-исследовательский институт аэрокосмического мониторинга "Аэрокосмос " Министерства образования и науки Российской Федерации под научно-методическим руководством Российской академии наук. Возглавляемый академиком В. Г. Бондуром НИИ "Аэрокосмос" стал ведущей организацией страны в области проведения фундаментальных и прикладных исследований в области наук о Земле для получения новых знаний о различных процессах и явлениях, происходящих в океане, геологической среде, на суше, в атмосфере и околоземном космическом пространстве, для разработки и применения аэрокосмических методов и технологий мониторинга окружающей среды, природных ресурсов, чрезвычайных ситуаций, объектов техносферы.

В. П. Савиных является автором более двухсот научных публикаций, в том числе в монографиях и учебниках, а также в научно-популярных книгах. Он член Союза писателей России.

В. П. Савиных — член Международного исполкома президентов университетов, президент Международной ассоциации участников космических полетов, председатель и член многих советов и экспертных групп. Он главный редактор журнала "Известия вузов. Геодезия и аэрофотосъемка", научно-популярного и общественно-политического журнала "Российский космос", заместитель главного редактора журнала Президиума РАН "Исследования Земли из космоса".

На протяжении всего своего жизненного пути В. П. Савиных удалось успешно сопрягать научные теоретические изыскания и практику исследований космического пространства.

Е. Фирсова