Озеро надежды: Curiosity нашел на Марсе признаки жизни

Ссылка: Информация 131208 (2013), Вестник ОНЗ РАН, 5, url: http://onznews.wdcb.ru/news13/info_131208.html

Местонахождение древнего марсианского озера на участке Yellowknife Bay в кратере Гейла.

На основе данных американского марсохода Curiosity об анализе грунта на участке Yellowknife Bay в кратере Гейла специалисты Лаборатории реактивного движения обнаружили на Марсе следы озера, существовавшего ориентировочно 3,7 миллиарда лет назад. Найденные в частицах проб следы углерода, водорода, кислорода, азота и серы позволяют ученым утверждать, что вода в озере, просуществовавшем несколько тысячелетий, была пресной. Более того, все условия указывают на то, что озеро было полностью приспособлено для обитания хемолитотрофных микрорганизмов, т.е. таких, которые извлекают энергию из минеральных соединений, а не солнечного света или поглощения себе подобных.

"Если бы мы взяли микроорганизмы с Земли и поместили в среду обнаруженного озера, смогли бы они выжить? Ответ — да", — подчеркнул руководитель миссии Curiosity Джон Гротцингер.

Curiosity — крупнейший марсоход NASA, посадка которого на Марсе состоялась 6 августа 2012 года в кратере Гейла. Основная задача Curiosity — определить, была ли когда-то Красная планета способна поддерживать микробную жизнь, а также исследовать геологическую историю планеты. Для этих нужд марсоход оборудован множеством приборов, среди которых четыре спектрометра, а также разработанный в Институте космических исследований РАН нейтронный детектор DAN (Dynamic Albedo of Neutrons), используемый для обнаружения в грунте Марса воды и водородсодержащих соединений.

Марсоход продолжает движение к главной цели своей миссии — горе Шарп, находящейся в 8 км от места посадки. Как ожидается, этот путь займет несколько месяцев. За путешествием Curiosity можно следить в Twitter’е: у Curiosity есть собственный блог, который ведут сотрудники NASA. От имени марсохода они выкладывают новости, связанные с его работой, а также фотографии Красной планеты.

А. Астапенкова (по материалам из открытых источников)