Кому на Европе жить хорошо?

Ссылка: Информация 131212 (2013), Вестник ОНЗ РАН, 5, url: http://onznews.wdcb.ru/news13/info_131212.html

Европа, ледяной спутник Юпитера, стала вторым после Энцелада, спутника Сатурна, телом в Солнечной системе, на котором астрономы обнаружили водяные гейзеры. Воду, способную выходить на поверхность в виде своеобразных фонтанов, заметил Лоренц Рот и его коллеги из Юго-западного исследовательского института в Сан-Антонио (США), изучая снимки спутника, сделанные телескопом "Хаббл" в оптическом и ультрафиолетовом диапазонах.

На снимках, полученных в декабре 2012 года, ученые впервые зафиксировали необычное светлое пятно в районе южного полюса Европы, поднимающееся от поверхности планеты на высоту в 200 километров. Проанализировав спектр пятна для определения его химического состава, плотности и агрегатного состояния, астрономы выяснили, что наблюдаемая структура представляет собой гигантский фонтан из капель и паров воды, источником которой, по всей видимости, является подледный океан Европы. Рядом с ним ученые нашли еще одну похожую структуру, которая извергала воду и пар на протяжении семи часов.

Результаты наблюдений за спутником были опубликованы 12 декабря 2013 года в Science Express, а также обсуждались на заседании Американского геофизического союза в Сан-Франциско. "Если этот пар связан с океаном под коркой льда, то в будущем можно исследовать химический состав непосредственно этого пара без бурения льда на Европе", — отмечает Лоренц Рот.

Снимки этой же части южного полюса Европы, полученные в другие года, не содержат в себе намеков на существование "фонтанов". Таким образом, ученые склонны считать, что вода на поверхность Европы выходит крайне редко, а интенсивность ее выбросов зависит от орбитальной позиции спутника. Активные выбросы возникают, когда Европа наиболее удалена от Юпитера, а при приближении к нему гейзеры на поверхности сужаются или вообще закрываются. "Эти изменения в интенсивности выбросов поддерживают теорию о приливах и отливах подземного океана на Европе", — заявляет Курт Ретерфорд, ведущий ученый Юго-западного исследовательского института.

Европа — один из четырех крупнейших спутников Юпитера, рассматриваемый многими учеными как одно из наиболее вероятных прибежищ внеземной жизни. Гладкая ледяная поверхность планеты, магнитное поле, обнаруженное аппаратом "Галилео", и другие структурные особенности спутника, по мнению ученых, свидетельствуют о существовании жидкого океана под многокилометровым слоем льда. В последние годы астрономы выяснили, что этот океан обменивается газами и минералами со льдом на поверхности, а также подтвердили наличие в нем веществ, необходимых для существования микробов.

Так или иначе, подтвердить или опровергнуть предположение о существовании жизни на Европе станет возможно только после непосредственного взятия проб воды из обнаруженных "фонтанов". Запуск нового аппарата для изучения ледяных спутников Юпитера, Jupiter Icy Moon Explorer (JUICE), запланирован на 2022 год.

А. Астапенкова (по материалам из открытых источников)