Взрыв сверхновой

Ссылка: Информация 140208(2014), Вестник ОНЗ РАН, 6, url: http://onznews.wdcb.ru/news14/info_140208.html

Взрыв сверхновой

В январе 2014 года была обнаружена сверхновая, расположенная в 11,5 миллионах световых лет от нашей планеты в галактике М82. Данная галактика также известна под названием "Сигара", которое она получила благодаря своей форме.

Последний раз взрыв сверхновой был замечен в феврале 1987 года. Это была сверхновая 1987А в Большом Магеллановом Облаке, карликовой галактике-спутнике Млечного пути, всего в 168 тысячах световых лет от нас. Ранее, 21 год назад, была обнаружена сверхновая 1993J в галактике М81 на таком же расстоянии от Земли.

Нынешнюю сверхновую обнаружила группа студентов во главе с доктором Стивом Фосси из Университетского колледжа Лондона во время обеденного перекуса. "Мы ели пиццу, а затем, пятью минутами позднее, мы открыли сверхновую. Это невероятно", — говорит студент Том Райт.

Астрономы из Калтеха подтвердили, что это сверхновая, и присвоили ей тип Ia. Такие сверхновые являются результатом мощного взрыва белого карлика.

Большинство астрономов из разных стран внимательно наблюдают за этим явлением. Во многом потому, что сверхновые типа Ia являются космическими мерками расстояний, именуемыми "стандартной свечой". Благодаря им научное сообщество планирует приблизиться к открытию тёмной энергии − таинственной силы, ускоряющей расширение Вселенной.

Близость M82 к Млечному Пути означает, что существует большое количество изображений этой галактики до взрыва, в том числе и сделанных с помощью космического телескопа Hubble.

Когда астрономы находят умирающую звезду, а также располагают изображениями, сделанными до взрыва, они могут получить огромную информацию о тёмной энергии. Исследователи надеются, что сверхновая, получившая предварительный номер PSN J09554214+6940260, поможет уточнить данные, которые используют различные модели тёмной энергии, понять её конечное воздействие на судьбу Вселенной.

Н. Тицкая (по материалам из открытых источников)