80 лет назад затонул пароход "Челюскин"

Ссылка: Информация 140302(2014), Вестник ОНЗ РАН, 6, url: http://onznews.wdcb.ru/news14/info_140302.html
^ Главная страница

Параход "Челюскин"

80 лет назад, в феврале 1934 года, раздавленный льдами в Чукотском море, затонул пароход "Челюскин". Несмотря на то, что история "Челюскина" закончилась печально, экспедиция стала важным этапом в освоении Северного Ледовитого океана.

Пароход "Челюскин" был построен в 1933 году в Дании на верфях известной судостроительной фирмы "Burmeister and Wain", B&W, Copenhagen по заказу советских внешнеторговых организаций. Пароход имел водоизмещение 7500 т, мощность двигателей — 2400 лошадиных сил, скорость до 12 с половиной узлов в час. Корпус имел соответствующую форму, его обшивка была укреплена, имелось специальное помещение на случай вынужденной зимовки, когда двигатели пришлось бы остановить, чтобы не расходовать горючее. На его борту был небольшой самолет-амфибия Ш-2 для разведки с воздуха. Он мог взлетать с открытой воды или с большой льдины.

10 августа 1933 года пароход, провожаемый тысячной толпой, отошел от набережной Мурманска. "Челюскин" должен был повторить подвиг "Сибирякова", впервые в истории мореплавания прошедшего за одну летнюю навигацию из Белого моря в Тихий океан. Он должен был стать проверкой проходимости Северного морского пути не только ледоколами, но и транспортными кораблями.

Возглавил экспедицию знаменитый полярный исследователь Отто Юльевич Шмидт. 110 человек, находившихся на борту "Челюскина", делились на три категории: собственно экипаж (52 человека), экспедиция (29 человек) и столько же полярников и строительных рабочих, направлявшихся на остров Врангеля. Возраст участников колебался в пределах от 20 до 51 года. Основной костяк экипажа составляла группа "сибиряковцев" из 19 моряков и научных работников во главе с капитаном В. Ворониным и штурманом М. Марковым. Около трети перечисленного персонала уже имели полярный опыт, хотя и в разной степени. Самым опытным полярником, не считая капитана, был радист Эрнст Кренкель (пионер применения коротких волн в арктических условиях). На борту "Челюскина" также находились 9 женщин, включая беременную жену геодезиста В. Васильева, направлявшегося на остров Врангеля. Начальник зимовки на острове Врангеля П. Буйко также ехал с женой и маленькой дочерью.

Поначалу плавание шло успешно. Пароход прошел весь маршрут, вошел в Берингов пролив и 7 ноября дал в Москву приветственную радиограмму. Но в проливе началось движение льдов в обратную сторону, и "Челюскин" снова оказался в Чукотском море. Получив повреждения, пароход вмерз в большую льдину и несколько месяцев дрейфовал с ней. 13 февраля 1934 года началось сильное сжатие льдов, и "Челюскин" затонул. 104 человека сошли на дрейфующий лед. 8 человек покинули пароход до описанных событий возле мыса Челюскин по различным причинам, в основном по болезни. При высадке один человек погиб: завхоза Бориса Могилевича, замешкавшегося на палубе, придавило бочкой. В эфир ушла радиограмма: "13 февраля в 15 часов 30 минут в 155 милях от мыса Северного и в 144 милях от мыса Уэлен „Челюскин“ затонул, раздавленный сжатием льдов...".

На следующий день в Москве была создана правительственная комиссия по спасению терпящих бедствие. Мир не верил в успех операции по спасению челюскинцев. Западные газеты писали, что люди на льду обречены, и возбуждать в них надежды на спасение негуманно, это только усугубит их мучения. Операция по спасению "героев-челюскинцев" разрабатывалась специальной комиссией, получившей от Сталина карт-бланш, и осуществлялась с поистине глобальным размахом. Возглавлял комиссию зам. председателя СНК В. В. Куйбышев.

На поиски экспедиции на Чукотку вылетели 3 самолета из Хабаровска, 5 — с мыса Олюторского, 2 — с Аляски. Из Владивостока со спасательными партиями, самолетами и дирижаблями вышли пароходы "Смоленск", "Сталинград" и "Совет". С запада, курсом на Чукотское море, шел ледокол "Красин". Массовая эвакуация людей началась в апреле. Всех участников экспедиции, показывая чудеса героизма, спасли семь отважных авиаторов — Анатолий Ляпидевский, Сигизмунд Леваневский, Василий Молоков, Маврикий Слепнев, Иван Доронин, Михаил Водопьянов и командир отряда Николай Каманин. 13 апреля 1934 года ледовый лагерь был полностью эвакуирован. Мировая общественность, специалисты авиации и полярники дали челюскинской эпопее наивысшую оценку. Такой хорошо организованной спасательной экспедиции мировая история еще не знала.

Два месяца, с 13 февраля по 13 апреля 1934 года, 104 человека боролись за жизнь, вели героическую работу по устройству организованной жизни и строительству аэродрома на льду океана, который постоянно разламывался, покрывался трещинами и торосами, заносился снегом. Челюскинцы обустраивали свой лагерь, для женщин и детей построили деревянный барак, соорудили пекарню, стали выпускать стенгазету "Не сдаемся!". Душой лагеря был Отто Юльевич, несмотря на то, что у него начала прогрессировать застарелая легочная болезнь. Радиосвязь с материком обеспечивал знаменитый полярный радист Э. Кренкель.

В связи с успешным окончанием эпопеи была учреждена высшая степень отличия — звание Героя Советского Союза. Оно было присвоено летчикам А. Ляпидевскому, М. Слепневу, В. Молокову, Н. Каманину, М. Водопьянову, И. Доронину. Получил звание Героя и Леваневский. Галышев и Пивенштейн были награждены орденом Красной Звезды. Были награждены и совершившие перелет бортмеханики. Опыт "Челюскина" — как в техническом, так и в организационном плане — учли уже в самом ближайшем будущем. Были построены новые грузовые суда типа "Дежнев" и новые ледоколы типа "Сталин". Также очевидной стала необходимость создания особой полярной авиации, которая и была организована в системе ГУ СМП. Наконец, 2-месячное существование дрейфующего лагеря Шмидта стало прелюдией для создания первой дрейфующей станции "Северный полюс". Так что поход "Челюскина" определенно был не напрасным.

 


Н. Тицкая (по материалам из открытых источников)