Взрыв звезды на краю Вселенной

Ссылка: Информация 140308(2014), Вестник ОНЗ РАН, 6, url: http://onznews.wdcb.ru/news14/info_140308.html

Сибирским астрономам удалось зафиксировать взрыв звезды, расположенной на расстоянии 12 миллиардов световых лет, с помощью телескопа "Мастер", установленного на астрофизическом полигоне Иркутского государственного университета в Тункинской долине.

Видимая звездная величина объекта составила 16,5, что почти в 20 тыс. раз меньше, чем у самой слабой звезды, которую можно увидеть невооруженным глазом.

По словам директора астрономической обсерватории ИГУ Сергея Арктуровича Язева, телескоп в Сибири оказался "первым в мире, который зафиксировал слабый свет от далекого космического взрыва".

По сообщению пресс-службы ИГУ, 4 марта орбитальная гамма-обсерватория "Свифт" (совместный проект США, Италии и Великобритании) обнаружила всплеск космического гамма-излучения. Через минуту сигнал со спутника был принят телескопом на университетском астрофизическом полигоне.

Спустя некоторое время самый большой в мире оптический телескоп, установленный на вершине вулкана на острове Ла-Пальма (Канарский архипелаг), получил спектр нового источника излучения. Изучив спектр, астрономы определили, что расстояние до взорвавшейся звезды составляет 12 млрд световых лет.

С. А. Язев отметил, что "во всей Вселенной в те времена еще не было ни одной планеты. Солнечная система вместе с Землей сформировались только через восемь миллиардов лет после обнаруженного всплеска!"

Ученые полагают, что этот мощный взрыв должен был породить черную дыру.

Е. Фирсова (по материалам из открытых источников)