Перспективы развития космической отрасли России

Ссылка: Информация 140315 (2014), Вестник ОНЗ РАН, 6, url: http://onznews.wdcb.ru/news14/info_140315.html
^ Главная страница

В цехе сборки ракетных двигателей. Фото РИА Новости ©

Для современной России, как и для других мировых держав, космонавтика — уже не только предмет национальной гордости. Освоение и использование околоземного пространства стало неотъемлемой частью полноценного экономического, социального и научного развития страны. Первоочередным вопросом для российской космонавтики на данный момент является завершение строительства космодрома "Восточный" и запуск ракеты "Союз-2" в 2015 году. Впоследствии на этом космодроме планируется использование всех классов носителей. С 2016 года должно начаться строительство старта под тяжелые ракеты.

Очень важным является изучение Марса, астероидов и Луны, которое будет производиться автоматическими космическими аппаратами. Помимо этого рассматривается возможность создания постоянно действующих лунных баз для выполнения задач научного характера. Сейчас ученые работают над вариантами длительного автономного пребывания людей на Луне.

На данный момент уже реализуется первый этап программы по изучению Луны. Финансируются работы по созданию первых трех космических аппаратов — "Луна-25", "Луна-26", "Луна-27", которые предназначены для посадки на поверхность спутника Земли. Запуск первого из трех аппаратов намечен на 2016 год, второго — на 2018 год, третьего — на 2019 год. Аппарат миссии "Луна-25" должен сесть в районе Южного полюса Луны, который пока еще достаточно плохо изучен. "Луна-26" будет выведена на орбиту Луны для дистанционного зондирования и ретрансляции. А "Луна-27" будет оборудована бурильной установкой для поиска водяного льда в приполярных областях спутника Земли. Второй этап лунной программы предусматривает отправку автоматических станций "Луна-28" и "Луна-29". Им предстоит доставить лунный грунт на Землю.

В ближайшем времени планируется запуск многоцелевого лабораторного модуля (МЛМ) "Наука", который должен обеспечить развитие российского сегмента МКС и проведение полноценных научных исследований. В новом модуле будет размещено дополнительное оборудование, пространство для хранения грузов. Кроме того, с помощью МЛМ можно будет обеспечивать поддержание функций жизнеобеспечения станции, управлять МКС по крену с помощью двигателей.

Также с включением "Науки" в состав станции на МКС появится дополнительный порт для транспортных кораблей и исследовательских модулей. Ранее предполагалось, что запуск МЛМ на МКС может состояться в декабре 2013 года, но в ноябре 2013 года Роскосмос проинформировал НАСА о невозможности включения МЛМ в состав Международной космической станции в 2014 году.

Помимо успехов, в космической отрасли есть ряд проблем. Навыки исследований Солнечной системы во многом утрачены. Утрачены навыки выведения межпланетных станций на отлетные траектории и управления ими, обеспечения мягкой посадки научных модулей и эффективной работы мобильных роботов, добычи и исследования образцов грунта с иных планет.

Космическую отрасль долгое время преследовали неудачи: в 2011 году — 4 аварии и 5 потерянных спутников, в 2012 году — 2 аварии и столько же потерянных аппаратов, в 2013-м — 2 аварии, включая запуск с "Морского старта". Однако был проведен глубочайший анализ организации работы на предприятиях, дана оценка деятельности на всех уровнях производственного цикла. Внесены изменения в систему работы по обеспечению качества продукции.

Стоит отметить, что за последние четыре месяца проведено 13 успешных запусков. Вместе с тем, остаются серьезные проблемы, связанные с обеспечением электронной компонентной базой, специальными материалами и спецхимией.

Для решения всех этих проблем ведется работа по реформированию отрасли. И первым этапом этой реформы стало создание Объединенной ракетно-космической корпорации. Она должна поэтапно объединить в своем составе все основные организации разработчиков и производителей ракетно-космической техники. Конечными результатами реформы должны стать объединение производственного, технологического и научного потенциала ракетно-космической промышленности, максимальное использование существующего станочного парка, оптимизация действующих мощностей и исключение дублирования.

Н. Тицкая (по материалам из открытых источников)