Как нам реструктурировать российскую науку?

Ссылка: Информация 140901 (2014), Вестник ОНЗ РАН, 6, url: http://onznews.wdcb.ru/news14/info_140901.html
^ Главная страница

Недавно внимание СМИ привлекла серия писем высокопоставленных правительственных чиновников, целью которых является дальнейшая разработка планов реформирования российской науки.

Все началось с письма бывшего главы Минобрнауки, а ныне помощника президента РФ А. А. Фурсенко главе российского государства В. В. Путину о необходимости «незамедлительных изменений в организации российской науки». Для этого он предложил до конца 2014 года структурировать подведомственные ФАНО институты, выделив группы, обеспечивающие реализацию приоритетных направлений в научно-технической сфере (медицина и науки о жизни, энергетика, агронаука и продукты питания), и создать по ряду направлений национальные исследовательские центры.

Президент РФ согласился с предложениями своего помощника. Было оформлено президентское поручение правительству от 08.06.2014 г. За этим последовало поручение зам. председателя Правительства РФ О. Ю. Голодец от 18.06.2014 г. об обеспечении выполнения указания президента.

Следует отметить, что в настоящее время новым куратором науки вместо О. Ю. Голодец стал А. В. Дворкович, который теперь должен будет контролировать сложный процесс реформирования научных исследований.

В ответ на поручение правительства ФАНО разработало свой план реструктурирования науки, представленный в письме, подписанном руководителем агентства М. М. Котюковым, которое стало известно некоторым СМИ.

Суть предложений ФАНО сводится к тому, чтобы подведомственные агентству институты, ранее входившие в РАН, РАМН, РАСХН, занятые фундаментальными научными исследованиями, были в основном переориентированы на решение прикладных задач.

    ФАНО предлагает структурировать все свои подведомственные научные институты в следующие организационные платформы:
  1. Федеральные исследовательские центры (ФИЦ). Институты ФИЦ должны проводить прорывные исследования и практические разработки в стратегически важных для страны областях. Эти работы должны определять не только формирование новых актуальных для страны секторов постиндустриальных технологических укладов, но и обеспечивать закрепление долгосрочной глобальной конкурентоспособности базовых секторов развития российской экономики, научного и технологического обеспечения ускоренного развития территорий, определяющих глобальные преимущества России, создавать основу долгосрочной продовольственной независимости страны. На ФИЦ возлагается ответственность за достижение конкретных результатов в реализации приоритетных направлений развития науки и технологий.
    Основу ФИЦ должны составить научные академические организации, являющиеся мировыми лидерами в установленных приоритетных областях, имеющих признанные научным сообществом научные школы. Кроме академических институтов в структуру ФИЦ должны быть интегрированы организации, обладающие мощностями для проведения экспериментальных и опытно-внедренческих работ. В отдельных случаях федеральные исследовательские центры могут быть преобразованы в Национальные исследовательские центры.
  2. Национальные исследовательские институты (НИИ). Их главной задачей станет выполнение фундаментальных научных исследований. НИИ формируются на базе действующих академических институтов, которые являются мировыми лидерами в отдельных дисциплинах знаний, и имеют признанные научным сообществом научные школы.
  3. Федеральные научные центры (ФНЦ). ФНЦ является технологической платформой, цель которой — выполнение научно-инновационных проектов и научное сопровождение при внедрении новых критически важных технологий. Перечень этих технологий должен быть увязан с технологическими платформами. ФНЦ отвечает за подготовку к установленному сроку новых технологий и технических решений, имеющих высокую готовность к запуску в серийное производство.
    ФНЦ должны тесно взаимодействовать с центрами внедрения (ГНЦ, госкомпаниями, казенными и унитарными предприятиями) и иметь широкий доступ к развернутой инновационной инфраструктуре (инновационные, технологические и индустриальные парки, технико-внедренческие зоны). ФНЦ должны быть сориентированы на организацию и массовый запуск start-up для коммерциализации собственных разработок.
  4. Региональные научные центры (РНЦ). Их структуру должны составить региональные академические институты, которые не могут быть отнесены ни к одной из трех вышеупомянутых групп. РНЦ должны взаимодействовать с органами власти в субъектах РФ при решении проблем, связанных с комплексным развитием территорий страны.

ФАНО планирует до конца 2014 года сформировать ФИЦ, ФНЦ, НИИ и РНЦ, определить отдельные пилотные интеграционные проекты, подготовить программы развития центров и институтов, проработать правовые, финансовые и кадровые вопросы объединения, в течение 2015–2016 гг. провести основные структурные преобразования подведомственных ФАНО научных организаций и завершить процесс преобразований до конца 2017 года.

План преобразований должен быть одобрен НКС ФАНО России, Советом при Президенте РФ по науке и образованию и потребует уточнения действующей государственной программы «Развитие науки и технологий».

План реструктуризации ФАНО обсуждался 20 августа на заседании Комиссии по общественному контролю за реформой науки с участием академиков В. А. Рубакова, А. П. Кулешова и В. Е. Захарова. Ученые не пришли к единому мнению. Они высказывали недоумение по поводу укрупнения ради укрупнения и сетовали по поводу того, что научному сообществу до сих пор не удалось во взаимодействии с правительством и другими органами власти выработать единую последовательную программу реформ. Остается непонятным и вопрос о том, будет ли реструктурирование проводиться до оценки научной эффективности институтов или после?

В своем комментарии по поводу плана ФАНО заместитель президента РАН В. В. Иванов сказал, что не видит смысла в проведении преобразований до решения основных вопросов жизни академических организаций. По его словам, еще не у всех институтов утверждены уставы, принципы оплаты труда не отработаны, не все имущество институтов поставлено на учет, не решены кадровые вопросы, не отработано взаимодействие ФАНО и РАН по части осуществления административно-хозяйственных функций и научного руководства. И до решения этих насущных вопросов, по его мнению, не стоит проводить глобальные структурные преобразования.


Е. Фирсова (по материалам из открытых источников)