Комета Чурюмова-Герасименко спела песню и приютила гостя

Ссылка: Информация 141104 (2014), Вестник ОНЗ РАН, 6, url: http://onznews.wdcb.ru/news14/info_141104.html

Снимок поверхности ядра кометы

12 ноября примерно в 18:35 мск исследовательский модуль "Фила" (Philae) спустился с европейского зонда Rosetta и сел на комету 67Р/Чурюмова-Герасименко, став первым в истории изучения космического пространства исследовательским аппаратом, достигшим поверхности кометы. Операция по высадке была произведена на расстоянии более чем 500 млн км от Земли.

Как сообщает Европейское космическое агентство, ученые уже получили первые снимки поверхности ядра кометы, сделанные камерой ROLIS на борту модуля с расстояния около трех километров от поверхности ядра кометы. В дальнейшем с помощью модуля ученые планируют изучить химический состав ядра кометы.

Ранее зонд Rosetta смог услышать "песню" кометы Чурюмова-Герасименко: ее "звучание" удалось записать путем измерения магнитного поля вблизи кометы, колеблющегося на частотах 40–50 мГц. Ученые превратили в звук магнитные осцилляции кометы, обнаруженные еще в августе 2014 года, искусственно увеличив их частоту в 10000 раз. По мнению ученых, их могут генерировать нейтральные частицы, вылетающие с поверхности, становящиеся заряженными за счет процесса ионизации.

Комета 67Р/Чурюмова-Герасименко открыта советскими астрономами Климом Чурюмовым и Светланой Герасименко 23 октября 1969 года. Ее относят к короткопериодическим кометам, период обращения вокруг Солнца – 6,568 лет.

Зонд Rosetta был отправлен в космос в марте 2004 года. Двигаясь по сложной траектории вокруг Солнца, аппарат приближался к орбите Юпитера, пролетал рядом с Марсом и три раза — рядом с Землей. С июня 2011 года аппарат находился в режиме спячки — большая часть его бортового оборудования была выключена. "Будильник" аппарата, который был установлен на 20 января, успешно сработал, и бортовое оборудование было запущено.

А. А. Астапенкова (по материалам из открытых источников)