Образование НКС

Ссылка: Информация 141109 (2014), Вестник ОНЗ РАН, 6, url: http://onznews.wdcb.ru/news14/info_141109.html

При ФАНО России образован Научно-координационный совет (НКС) — совещательный орган, главной задачей которого станет координация деятельности ФАНО И РАН. Приказ о создании совета подписан руководителем Агентства М. М. Котюковым и размещен на сайте ФАНО. В списке членов Совета 45 фамилий.

По словам пресс-службы ФАНО, в состав НКС включены ведущие российские ученые, выполняющие исследования на общепризнанном мировом уровне в различных областях науки. Состав НКС был согласован с президентом РАН В. Е. Фортовым. Председателем Совета стал член-корреспондент РАН, директор Специальной астрофизической обсерватории РАН Юрий Юрьевич Балега, его заместителями — директор Международного томографического центра Сибирского отделения РАН академик Ренад Зиннурович Сагдеев и директор НИИ питания академик Виктор Александрович Тутельян. Ответственным секретарем совета назначена Евгения Владиславовна Степанова.

В состав НКС включены представители всех отделений РАН. Среди них — главный ученый секретарь Президиума РАН Игорь Анатольевич Соколов, директор Института космических исследований РАН Лев Матвеевич Зеленый, проректор МГУ им. Ломоносова Алексей Ремович Хохлов, главный научный сотрудник Института ядерных исследований РАН Валерий Анатольевич Рубаков, директор Математического института имени В. А. Стеклова Валерий Васильевич Козлов, директор Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН Анатолий Пантелеевич Деревянко, директор Института физики прочности и материаловедения СО РАН, заместитель председателя СО РАН Сергей Григорьевич Псахье и многие другие.

Академик В. А. Рубаков прокомментировал создание НКС по просьбе СМИ. Он отметил, что к работе Совета следовало бы привлекать молодежь. По его словам, во взаимодействии РАН и ФАНО остается много неопределенных моментов, и ситуация должна проясниться после окончания срока объявленного президентом РФ моратория на имущественные и кадровые решения в РАН.

Отделение наук о Земле РАН в НКС представляют академики Александр Иванович Ханчук, Николай Петрович Похиленко и Алексей Джерменович Гвишиани.

Директор Дальневосточного геологического института А. И. Ханчук в 2006 г. был избран академиком РАН и является членом Президиума Академии и первым заместителем председателя Дальневосточного отделения РАН.

А. И. Ханчук — специалист в области геологии, петрологии и металлогении. Его исследования внесли весомый вклад в решение проблем эволюции геологических процессов. Он вошёл в мировую геологическую науку серией фундаментальных работ по геологии, петрологии и минерагении Тихоокеанской окраины Восточной Азии.

В настоящее время А. И. Ханчук развивает новое научное направление: благородные металлы в графитизированных породах — новый тип крупнообъемных месторождений. На юге Дальнего Востока России в пределах Буреинского и Ханкайского массивов в графит-содержащих породах впервые установлены промышленные содержания благородных металлов и обнаружены видимое золото и платиноиды.

А. И. Ханчук активно поддерживает развитие сотрудничества российских и зарубежных исследователей для решения крупных геологических проблем. С 1989 г. он являлся руководителем международных проектов по составлению Карты полезных ископаемых и металлогенических поясов Дальнего Востока России, Аляски и Канадских Кордильер и Карты тектоно-стратиграфических террейнов Северной Циркум-Пацифики, а также международного проекта «Металлогения и тектоника Северо-Восточной Азии». В 2004–2009 гг. А. И. Ханчук был избран президентом Международной ассоциации по изучению генезиса рудных месторождений (IAGOD). Академик А. И. Ханчук является организатором и первым деканом геологического факультета Дальневосточного государственного университета. Он также главный редактор журнала «Тихоокеанская геология» и член редакционных коллегий журналов «Петрология», «Mineralogical Society of Japan», «Island Arc» и «Геология рудных месторождений». Список научных трудов академика А. И. Ханчука включает более 300 публикаций, в том числе 14 монографий.

Академик Николай Петрович Похиленко, заслуженный геолог РФ, директор Института геологии и минералогии им. В. С. Соболева СО РАН, специалист в области геохимии, минералогии и петрологии кимберлитов, литосферной мантии, процессов формирования алмазных месторождений, методов их прогнозирования и поиска, работал в России (Якутия), Канаде, ЮАР, Австралии, Индии, Китае, США и Алжире. В 1994 г. он открыл месторождение алмазов на озере Снэп-Лейк в Канаде.

Научная деятельность Н. П. Похиленко связана с изучением литосферной мантии и кимберлитов Сибирской и Восточно-Европейской платформ, кратонов Слейв (Канада) и Капвааль (ЮАР). Полученные при исследовании состава, строения и эволюции литосферной мантии древних платформ результаты, а также данные о происхождении древних алмазных перидотитов, важны для дальнейших изысканий. Изучая кимберлиты и алмазы юга кратона Слейв, он обнаружил, что в древних платформах существуют блоки сверхмощной литосферы.

Н. П. Похиленко провел ряд исследований на стыке фундаментальных и прикладных проблем в области прогнозирования и поисков алмазных месторождений, приведших к созданию им новых методов способов оценки алмазоносности кимберлитов, которые расширили представления о пределах алмазных месторождений многих провинций. Пионерными признаны результаты сравнительного геохимического сопоставления кимберлитово-карбонатовой ассоциации Снэп-Лейк Северной Канады и аномальных кимберлитов Пакынского поля Сибирской платформы, представляющих собой наиболее глубинные разновидности платформенных мантийных пород. В последних работах исследуются проблемы минералообразования глубинных зон континентальной литосферы, минералогии кимберлитов, связи процессов динамической эволюции мантийного вещества с особенностями глубинного минералообразования.

Ответственный исполнитель совместной программы с Геофизической лабораторией Института Карнеги (США) (1991–1993 гг.), Н. П. Похиленко консультировал и осуществлял геологическое руководство прогнозно-поисковыми работами компаний «Winspear Diamonds Inc», «Dimondes Resources Ltd», приведшими к открытию нового алмазоносного района на северо-западе Канады, крупнейшего алмазоносного района на Американском континенте.

Н. П. Похиленко является членом геохимической секции Научного совета по комплексным исследованиям земной коры и верхней мантии Отделения геологии, геофизики и геохимии Президиума РАН (с 1984 г.), Экспертного совета РФФИ (1997–2006 гг.), комиссии Фонда президента РФ по государственной поддержке ведущих научных школ и молодых ученых, Американского геофизического союза, Ассоциации поисковиков и промышленников Канады, Российского минералогического общества.

Директор Геофизического центра РАН, председатель Национального геофизического комитета РАН, академик Алексей Джерменович Гвишиани с 2008 г. является заместителем академика-секретаря ОНЗ РАН. А. Д. Гвишиани — действительный иностранный член Национальной академии наук Украины, профессор МГУ имени М. В. Ломоносова и Парижского института физики Земли, вице-председатель научного совета Международного института прикладного системного анализа, член Научно-консультационного совета ФАНО и Научного совета РАН по комплексным проблемам евразийской экономической интеграции, модернизации, конкурентоспособности и устойчивому развитию.

А. Д. Гвишиани — специалист в области математической геофизики, геомагнетизма, геоинформатики и системного анализа геофизических данных, автор 349 научных работ (включая 13 монографий и 7 авторских свидетельств). Он член редколлегии журнала «Известия Академии наук», серия «Физика Земли» и журнала «Кибернетика и системный анализ», зам. главного редактора электронного журнала «Вестник ОНЗ РАН», председатель редколлегии журнала «Геофизические исследования», член диссертационных советов ИГЕМ РАН и ИФЗ РАН.

Основные научные результаты работы ученого: теория стабильности динамических классификаций для предельных геолого-геофизических задач, новые дискретные методы кластеризации и распознавания аномальных участков на временных рядах наблюдений, дискретный математический подход к оценке магнитной активности, система алгоритмов голосования для распознавания мест возможного возникновения сильных землетрясений, позволившая заранее определить места нескольких разрушительных землетрясений в нашей стране. Он стал инициатором активного развития российского сегмента обсерваторий ИНТЕРМАГНЕТ.

Под руководством А. Д. Гвишиани, проявившим себя эффективным руководителем организации, ГЦ РАН выдвинулся в число международных лидеров в области геофизики и геоинформатики, получая научные результаты мирового значения.

Академик А. Д. Гвишиани внес большой личный вклад в развитие сотрудничества РАН и Международного института прикладного системного анализа (IIASA). В настоящее время он является председателем программного комитета IIASA.

А. Д. Гвишиани ведет активную международную деятельность. Он занимал высокие международные посты вице-президента Международного комитета по данным (CODATA), вице-председателя панели Мировых центров данных Международного совета по науке (ICSU), вице-президента Европейского средиземноморского сейсмологического центра (EMSC, Франция).

Е. Фирсова (по материалам из открытых источников)