Новые горизонты. Северный морской путь

Просмотров: 323

фото: РИА "Новости", Екатерина Чепур

Северный морской путь (СМП) — кратчайший в мире судоходный маршрут из Европы в Азию. На дальнейшее развитие маршрута и его поддержку Россия планирует потратить почти триллион рублей.

 

Открытие Северного морского пути имеет долгую, многовековую историю. В 1932 г. впервые экспедиция на ледокольном пароходе "А. Сибиряков" во главе с О. Ю. Шмидтом прошла из Архангельска до Берингова пролива без зимовки, доказав реальную возможность эксплуатации СМП.

Последовательное развитие СМП открывает большие перспективы. Здесь создается около 20 процентов валового внутреннего продукта страны и обеспечивается более четверти ее экспорта. В Заполярье находится главная минерально-сырьевая база.

Маршрут более безопасен, чем традиционный. Южный путь проходит через пиратский Малаккский пролив и сомалийские воды, что означает более высокие затраты на обеспечение безопасности рейсов.

Срок доставки груза через Суэцкий канал растягивается на 48 суток, при движении через СМП сокращается до 35 дней. Соответственно, экономится топливо, сокращаются транспортные издержки. Плата за проход судов, очередь в СМП отсутствуют, введен лишь ледокольный сбор.

Важным природным фактором является глобальное потепление. Площадь арктических льдов за последние 30 лет уменьшилась почти вдвое, это, в свою очередь, поспособствовало увеличению навигации в северных морях (теперь суда могут ходить по СМП с июня по ноябрь, ранее сроки ограничивались июлем-сентябрем).

Все это влияет на большую привлекательность Северного пути в сравнении с Суэцким каналом.

Одна из проблем Севморпути — суровые природные условия и ограниченный навигационный сезон. Во многом она решается с помощью атомных ледоколов, но их пока недостаточно.

Другая проблема заключается в отсутствии более-менее точного климатического прогноза. Без него судовладельцы и грузоотправители не могут строить бизнес-планы.

Если транзит грузов через Суэцкий канал превышает миллиард тонн, то транзит через Севморпуть колеблется на показателе около 200 тысяч тонн.

Не исключено, что при условии выполнения всех заявленных мероприятий по развитию маршрута и сопутствующей ему инфраструктуры Северный морской путь может со временем стать не только главной национальной трассой, но и одним из лидеров мирового судоходства.


Д. Савинова (по материалам из открытых источников)

Печать

Joomla SEF URLs by Artio