У кого ледоколы, тот в Арктике и хозяин

uchenie universiteta Hustona
© РИА Новости / Павел Львов

28 октября 2020 г.

Какие планы, такие и ледоколы. Присутствие России в Арктике будут обеспечивать самые мощные в мире атомоходы. На днях спустили на воду ледокол "Арктика" и уже строят самый мощный в мире корабль проекта "Лидер". Рассказываем, чем он уникален.

Очевидно, что по ледоколам в Арктике уже никто Россию не опередит. За такими темпами строительства не может угнаться ни одна страна мира, в том числе и те, кто претендуют на арктический регион. В США, например, только один ледокол, да и тот на плаву почти полвека. Тут, правда, Дональд Трамп спохватился и поручил разработать программу строительства ледоколов, однако реализовать ее в ближайшие годы практически нереально. Тем более построить атомный ледокольный флот, для которого нужны новые верфи. Так что, остается довольствоваться ролью догоняющих. И вот почему.
 
Недавно испытание во льдах прошел атомоход "Арктика"– головное судно проекта 22220. Это судно – крупнее и мощнее своих предшественников. В нем все новое – и архитектура, и планировка, и реакторы. Кроме "Арктики" построят еще четыре таких ледокола, которые назовут "Сибирь", "Урал", "Якутия" и "Чукотка". И это еще не все.
 

В планах также спустить на воду три ледокола еще большей мощности. Это атомоходы проекта "Лидер". Первый из них будет готов к 2027 году, а последний – до конца 2033 года. Трудно представить, что мощность этих ледоколов составляет рекордные 120 мегаватт. К примеру, советские ледоколы имели мощность всего лишь 55 МВт.

Эксперты отмечают, что от мощности на валу зависит способность судна ломать и раздвигать льды. Правда, тут зависимость нелинейная. Сама по себе мощь ледокола напрямую не связана с его проходимостью во льдах, поскольку он попадает в разные ледовые условия, то пробивая льды, то двигаясь по чистой воде, что делает корабль с мощным двигателем малоэкономичным. Но все дело в том, какой именно двигатель.

Эту проблему пытались много раз решить в США. На ледоколе Polar Star, который еще в строю, устанавливали газовые турбины, которые давали мощность до 56 МВт. Это позволяло ломать двухметровый лед, однако ресурс газовых турбин оказался недолговечным. Сегодня американцы планируют оснастить свои ледоколы менее мощной дизель-электрической установкой.
 
В таком случае, отмечают эксперты, США еще больше отстанут от уровня российского атомного ледокольного флота. Судите сами. На атомоход "Лидер" установят два реактора РИТМ-400. Они в два раза мощнее реакторов РИТМ-200, которые устанавливают на ледоколах Балтийского завода, в том числе, на ледоколах проекта 22220, а это та же "Арктика". С такой мощной атомной установкой "Лидеры" могут ломать лед до четырех с половиной метров, то есть по всей Арктике. И в этом его главное предназначение. Судно сможет обеспечить круглогодичную навигацию по Севморпути, часть которого была доступна только с мая по октябрь. Также это радикально изменит рынок СПГ. Атомоходы "Лидер" смогут пробиться к терминалам на Арктическом побережье в любое время года, что позволит без остановок поставлять газ в Европу и Азию.

Всего ледокольный флот к 2035 году будет включать в себя 13 тяжелых ледоколов, в том числе атомных. Это предусматривает стратегия развития Арктической зоны.

Автор Ольга Героева
 

Источник: Радио Sputnik

 

Печать

Joomla SEF URLs by Artio