Круглый стол "Соблазнить наукой"

Круглый стол на тему "Соблазнить наукой" в рамках междисциплинарного научного форума "Неделя науки в Москве" (Moscow Science Week) в Президентском зале Российской академии наук

9 декабря в рамках междисциплинарного научного форума "Неделя науки в Москве" (Moscow Science Week) в Президентском зале Российской академии наук состоялся круглый стол на тему "Соблазнить наукой". В нем приняли участие видные деятели отечественной культуры и науки, чьи усилия направлены на популяризацию научного знания. Главный вопрос, на который каждый из приглашенных участников отвечал по-своему, состоял в том, как наиболее эффективно донести информацию о научных достижениях и научной картине мира в общем до самых разных социальных и возрастных групп.

Среди участников круглого стола "Соблазнить наукой" были: Михаил Сергеевич Гельфанд – доктор биологических наук, кандидат физико-математических наук, профессор, заместитель директора Института проблем передачи информации РАН; Игорь Никитин – основатель и генеральный директор "Бала Роботов", Екатерина Морозова – заместитель исполнительного директора Открытого университета Сколково; Екатерина Хаустова – директор программы Фестиваль актуального научного кино ФАНК, руководитель программы ФИОП "РОСНАНО" по формированию сообществ популяризаторов науки и технологии? "Мастерские инновации?"; Наталья Потапова – соучредитель Музея занимательных наук Экспериментаниум; Илья Курмышев – директор по продвижению инновационной деятельности в ОАО "Российская венчурная компания"; Евгения Тимонова – видео-блогер, автор проекта "Все как у зверей".

Открывала круглый стол, посвященный научному соблазнению, модератор мероприятия Анна Юнировна Урманцева, ведущая и автор передачи "Мозговой штурм". "Если вдуматься в формулировку нашего круглого стола, то мы с вами должны сделать что-то такое, что не свойственно людям науки, чтобы привлечь аудиторию, забрать ее от настоящих соблазнителей", – таково было вступительное послание участникам от телеведущей. Можно ли пользоваться методами желтой прессы ради привлечения людей в науку, действительно ли необходимо представлять науку как развлечение, если для многих приобщение к миру науки дается нелегко, насколько вообще нужна масштабная популяризация – на эти вопросы Анна Юнировна предлагала ответить участникам исходя из их личного опыта популяризации научного знания.

По мнению основателя "Бала Роботов" Игоря Никитина и соучредителя Музея занимательных наук "Экспериментаниум" Натальи Потаповой, все управляется сейчас модой, мода задает уровень наших разговоров, средний срез культуры. Задача популяризаторов науки состоит в том, чтобы сделать науку модной, т.е. чтобы модно было о ней разговаривать, чтобы можно было становиться учеными и т.д. Важное место в этом процессе занимает пиар, который позволит широкой аудитории быть в курсе последних научных достижений и технологий. "Если все будут популяризировать науку, популяризировать инженерные специальности, то чем больше будет инженеров, тем лучше для нашей экономики, тем лучше для нас, тем больше будет появляться вещей, которыми мы сможем гордиться", – отметил в своем выступлении Игорь Никитин.

Важно и то, что в отличие от западного телевидения у нас нет программ, посвященных научным достижениям. Возможно ли пробиться науке на большие площадки вроде телевидения – это проблема не в меньшей степени волнует отечественных популяризаторов науки, ведь телевидение по-прежнему остается крайне популярным в нашей стране. "На первом канале, на втором канале у нас нет программы о науке. У нас телесмотрение, если вы знаете, 4,5 часа в день на человека. Это огромное телесмотрение. За 4,5 часа в день можно внушить все, что угодно", – отметила Анна Юнировна. Вместе с тем, не до конца ясно, к какому диалогу готов отечественный зритель образовательных и научных программ.

Способы популяризации разнятся среди приглашенных участников. По мнению Екатерины Хаустовой, директора программы "ФАНК" (фестиваль актуального научного кино) не стоит слишком сильно "заигрываться" с развлечением. "Когда слишком легко, когда слишком все просто, я не уверена, что имеет к популяризации науки отношение", – заметила Екатерина Хаустова. Для Игоря Никитина, напротив, образовательные программы должны включать в себя 90% развлечений, чтобы представлять интерес для молодежи и маленьких детей. Видео-блогер Евгения Тимонова отметила, что проблемы с приобщением к научному знанию начинаются уже в самой научной среде, где умудренные опытом профессора не хотят общаться с молодняком и передавать ему свои знания вне занятий.

Предложение о создании государственной программы по поддержке и популяризации науки нашло свой отклик далеко не у всех участников. Многие отмечали необходимость сделать бюрократические процедуры, связанные с организацией научно-образовательных мероприятий, более прозрачными и простыми, некоторые предпочитают не утруждать себя бюрократией и находят частных инвесторов для своих проектов. Однако, почти никого из участников не устраивает текущая ситуация взаимоотношений науки и государства, когда существует социальный запрос на научно-образовательные программы, но не государственный. Мнения же всех сошлись в пункте, что с государством нужно организовывать партнерские отношения, но с тем условием, чтобы государство не мешало созданию новых площадок и программ по расширению аудитории, которой все это интересно.

Суммируя все вышесказанное, отметим, что существует большое количество проектов, стремящихся увеличить вовлеченность нашего населения в образовательный процесс. Представляется, что наука, чтобы развиваться и приносить пользу, не должна быть внешней по отношению обществу, но должна быть самой частью этого общества. Вместе с тем, четко выработанная стратегия популяризации научного знания на данный момент в нашей стране отсутствует. Каждый из участников обладает собственным видением того, что должно входить в задачи этой популяризации, какие каналы для этого использовать, каких результатов следует добиваться и т.д. Таким образом, современным просветителям предстоит еще немало сделать для того, чтобы люди предпочитали посвящать свое свободное время саморазвитию, а молодое поколение мечтало стать учеными и поступало в университеты не из-за необходимости получить высшее образование для трудоустройства, а ради более высоких целей.

А. Павленко (по материалам открытых источников)

Сопутствующие линки:


Печать

Joomla SEF URLs by Artio