100-летний юбилей учёного-минералога В. И. Степанова

Stepanov
Фото: Минералогический Музей им. А. Е. Ферсмана РАН.

17 января 2024 г.

В 2024 году исполнилось столетие со дня рождения Виктора Ивановича Степанова, которого называли «некоронованным королём отечественной минералогии».

В. И. Степанов родился в 1924 году в городе Семенове Нижегородской области. Наукой он увлёкся благодаря «Занимательной минералогии» А. Е. Ферсмана: вдохновлённый книгой, он даже искал на кладбище в осколках от памятников волынский лабрадорит. С этого времени будущий учёный начал собирать коллекцию минералов.

В 1942 году В. И. Степанова призвали в армию. Он был ранен при форсировании Днестра, затем исполнял воинскую обязанность в качестве переводчика с немецкого и болгарского. «Ходил такой рассказ, что в конце войны в Софии к Ивану Костову, позже академику Болгарской Академии наук, вошёл советский офицер с автоматом и грозным голосом вопросил: "Кто здесь Костов?". Иван решил, что дни его уже сочтены… Однако неожиданно услышал просьбу показать ему какие-то месторождения. Этим офицером был Виктор Иванович Степанов, который умудрялся пополнять свою коллекцию в любых условиях», – вспоминала коллега учёного Н. А. Криволуцкая.

В 1952 году В. И. Степанов окончил геологический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова. Он работал в Казахстане, с 1956 года сотрудничал с Институтом геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии Академии наук, в 1963 году перешел в Институт минералогии, геохимии и кристаллохимии редких элементов (ИМГРЭ) Академии наук. Здесь Степанов создал Музей минералов редких элементов, в основу которого легла его личная коллекция. Минералог участвовал в экспедициях – от Средней Азии до Африки, от Крыма до Урала, от Кавказа до Кольского полуострова – собирал экземпляры и работал с коллекцией. 

«Истинным призванием Виктора Ивановича была любовь к минералам. Он очень много помогал сотрудникам института в определении того или иного минерала, зачастую такие консультации превращались в дискуссии. Работать ему в условиях подвала, темного, сырого, постоянно заливающегося водой, было чрезвычайно трудно. Тем более, что он там не отсиживал от звонка до звонка, а, по моему, жил», – вспоминала сотрудница ИМГРЭ И. Е. Максимюк.

В 1984 году В. И. Степанов был приглашен на работу в Минералогический музей им. А. Е. Ферсмана. Учёный принял предложение и передал свою коллекцию в фонды музея. По своей полноте, научному и общественному значению она сопоставима с крупными национальными собраниями современных минералогических музеев: только основная часть составила 8500 образцов. Коллекция служит огромной базой для изучения месторождений. Не менее важно и методологическое наследие В. И. Степанова: он разработал эффективные приемы работы с минералогическими коллекциями.

«Труд его многогранен: от полевых работ, препарирования и чистки образцов и приобретения коробок для их хранения до разработки методик эффективной экспрессной диагностики минералов на базе спектрального и рентгеновского анализа с контролем при помощи оптических методов», – сообщала коллега ученого Т. И. Матросова.

Вклад В. И. Степанова в науку был отмечен, в частности, тем, что в его честь сотрудники Минералогического музея им. А. Е. Ферсмана назвали минерал – вистепит.

Н. А. Криволуцкая утверждала, что главной чертой характера В. И. Степанова было фанатичное отношение к минералогии. «Он восхищался новыми образцами, новыми интересными находками, новыми данными. Помню, как ему из Болгарии прислали образец с крупным (примерно 2,5–3 см) кристаллом малахита. ... Виктор Иванович бегал по институту, каждому встречному совал образец для определения, а когда его не могли диагностировать, то радостно кричал, что минералогию мы не знаем. Он был просто в упоении от этого малахита!»

Коллеги вспоминали, что даже проливной дождь часто не мог оторвать его от работы: он надевал плащ и радовался, что не надо промывать образцы. Остановить его при сборе минералов могло только наступление темноты. Работал он много и увлечённо: так, однажды «он вдруг почувствовал какую-то необычную тишину за окнами. Когда он прибежал к ближайшему от ИМГРЭ метро "Павелецкая", оно было закрыто. Часы показывали половину третьего ночи. Вот это вполне типичное для В. И. Степанова поведение», – отметила Н. А. Криволуцкая. В жизни выдающегося минералога было два главных жизненных принципа: человек создаёт себя сам, и создаёт он себя только упорной работой.

Источники:

Метки: минералы, Минмузей РАН

Печать

Joomla SEF URLs by Artio