Кинематограф на службе у геофизики Часть 2.1 Космос. (обзор отечественных фильмов)

Просмотров: 3112

фильм

Фильмы, рассмотренные в интервью:

  1. «Космический рейс», 1935, реж. В. Журавлёв
  2. «Дорога к звездам», 1957, реж. П. Клушанцев
  3. «Планета бурь», 1962, реж. П. Клушанцев
  4. «Укрощение огня», 1972, реж. Д. Храбровицкий
  5. «Возвращение с орбиты», 1983, реж. А. Сурин
  6. «Битва за космос», 2005 (мини-сериал), реж. К. Спенсер и М. Эверест
  7. «Королёв», 2007, реж. Ю. Кара
  8. «Гагарин. Первый в космосе», 2013, реж. П. Пархоменко
  9. «Время первых», 2017, реж. Д. Киселёв
  10. «Салют-7», 2017, реж. К. Шипенко

Освоение и исследование космоса — одно из ключевых направлений деятельности человека в XX веке. Оно остается таковым и в наше время. В 1903 году братья Райт совершили полет на первом самолёте с бензиновым двигателем, тем самым дав начало развитию авиации — перемещению в околоземном воздушном пространстве на летательных аппаратах тяжелее воздуха. Однако было понятно, что на крыльях нельзя вылететь за пределы земной атмосферы в космическое пространство. Разработки в области реактивного движения и ракетной техники, которые активно и успешно велись в Германии во время Второй мировой войны, несмотря на свою деструктивную направленность, вплотную приблизили человечество к началу освоения космоса и легли в основу ракетных программ СССР и США.

Однако еще в начале XX века К.Э. Циолковский занимался теоретическими изысканиями, чтобы ответить на главный вопрос: как преодолеть земное тяготение и выйти на орбиту планеты? В том же 1903 году вышла его знаменитая публикация «Исследование мировых пространств реактивными приборами», в которой он обосновывал применение ракет с двигателями на жидком топливе. Результаты теоретических исследований Циолковского дали мощный толчок инженерам-энтузиастам со всего мира, создававшим первые примитивные ракеты. Здесь стоит упомянуть знаменитую Группу изучения реактивного движения (ГИРД), одним из членов которой был С.П. Королёв.

Роман Краснопёров
Старший научный сотрудник ГЦ РАН, кандидат физико-математических наук Роман Игоревич Краснопёров
Уже начиная с 1930-х гг. освоение космоса нашло отражение в кинематографе, став одним из его важных сегментов. Если смотреть фильмы о космосе в хронологической ретроспективе, можно увидеть, как менялись представления человека об освоении внеземного пространства в интерпретации различных режиссеров. Мы остановимся на отечественных и на западных (в основном — американских) кинокартинах, потому что изначально двумя космическими сверхдержавами были СССР и США.
Показать космос достоверно, непротиворечиво и разумно — главная задача режиссера и сценариста. При этом все фильмы о космосе имеют определенную особенность. Их неотъемлемая составляющая — изображение антуража, который окружает героев. И здесь очень важна работа художника-постановщика. В зависимости от его решений, выбора декораций можно многое понять о самом фильме, его замысле.
Если перед нами кино о действительных событиях, которые имели место в недалеком прошлом, то своеобразным «вызовом» для съемочной группы будет задача качественно реконструировать обстановку. Когда в основе фильма лежит реальная история, нельзя обойтись без технических консультантов, специалистов-историков, а по возможности — ее свидетелей. Поскольку космонавтике чуть более полувека, непосредственные участки многих ключевых событий еще живы.
Предваряя дальнейший разговор о фильмах, условно разделим их на несколько категорий. Во-первых, это киноленты, посвященные космической деятельности, своего рода «производственные драмы», где в центре сюжета — работа человека, связанная с космосом. Во-вторых, — фильмы, в которых космос служит только фоном для истории о жизни людей. Наконец, третья категория — научная фантастика, события которой имеют прямое отношение к космосу. О выбранных фильмах мы побеседовали с Романом Игоревичем Краснопёровым, кандидатом физико-математических наук, старшим научным сотрудником Геофизического центра Российской академии наук.
фильм 1. «Космический рейс», 1935, реж. В. Журавлёв
Как давно у человека возникла мысль об освоении космического пространства?
Эта идея прослеживается в работах отечественных и зарубежных мыслителей рубежа XIX и XX веков. В русской философии, например, существовало направление, получившее название «космизм». Ему был близок Константин Циолковский, один из первых теоретиков современной космонавтики. В своих работах он сформулировал основные идеи о способах преодоления притяжения для выхода на орбиту Земли и дальнейших путешествий к другим планетам. По большому счету, мысли о полетах сопровождали человечество на протяжении всей его истории. В какой-то момент человек понял, что хочет и может летать. Он видел, как летают птицы, и осознал, что возможно перемещаться на аппаратах, которые легче воздуха, — монгольфьеры, воздушные шары, дирижабли — или которые используют воздух для создания подъемной силы с помощью крыльев. Мечты о космосе шли в связке с научно-техническим прогрессом. Без создания двигателя внутреннего сгорания мог появиться планёр, но не мог появиться самолёт, потому что паровые двигатели не обеспечивали необходимую для полёта тягу. После того, как был изобретен двигатель внутреннего сгорания, работавший на бензине, появилась возможность сделать достаточно легкий и компактный двигатель, с помощью которого человек сможет лететь на самолёте. Здесь нужно заметить, что главным толчком к развитию ракетной техники, к сожалению, стала Вторая мировая и последовавшая за ней Холодная война. Самолет, например, всегда можно сбить, но если бомбу будет нести ракета, то сделать это практически невозможно из-за ее высокой скорости. Первые ракеты создавались как оружие.

Если обратиться к фильмам о космосе в порядке их появления, то с каких Вы бы хотели начать?

Я бы выделил два советских фильма. Первый известный фильм, который был снят на эту тему, — «Космический рейс» 1935 года. Это еще немое кино. Режиссер — Василий Журавлёв. Консультантом выступил сам Циолковский. Фильм снят максимально правдоподобно для своего времени, хотя сегодня может показаться очень наивным. Он сделан на высоком техническом уровне. Созданы качественные декорации, на экране передана невесомость. А это и есть тот эффект, который было очень сложно воспроизвести в прежних кинематографических условиях, в отсутствие компьютерной графики. Поэтому многие режиссеры более поздних фильмов допускали такую условность, как помещение в космический корабль специальных устройств, создающих искусственную гравитацию, то есть, герой ходил в космосе, как на Земле. Это, конечно же, проще снять. Но в фильме «Космический рейс» невесомость впервые была показана на экране.

А еще в этом фильме показано передвижение по лунной поверхности…

 Да, и показано это более-менее точно. Поскольку Луна гораздо меньше и легче Земли, то и гравитация там меньше, чем у нас. В фильме перемещение по Луне изображено сходно с тем, что мы видели на записях американских астронавтов 1969 года. Они также подпрыгивали при передвижении. Фильм короткий, часовой, абсолютно художественный. Сегодня его можно охарактеризовать как научную фантастику так называемого «ближнего прицела». Нам показывают то, что состоится в недалеком будущем. Кстати, небольшая ремарка: в фильме «Космический рейс» термина «космонавт» не было. Он появился позднее, поэтому героев там называют астронавтами. 

Вы хотели назвать два фильма?

 Да, второй — «Дорога к звездам» Павла Клушанцева. Это хорошо известный в узких кругах фильм 1957 года. Знаменит он тем, что был выпущен как раз в год запуска первого искусственного спутника. В довольно простой и доступной для широкой публики форме нам за час рассказывают о начале развития космической деятельности. Естественно, фильм ограничен с точки зрения точности описания деталей. Процесс взлета ракеты, например, показан упрощенно, глазами художника-постановщика. И все-таки мне неизвестны другие фильмы тех лет, где были бы столь же качественно показаны движение ракеты по орбите Земли, первая орбитальная станция. Клушанцев достаточно точно изобразил невесомость и во многом опередил кинематограф своего времени.

Кажется, он также снял «Планету бурь»?

Да, на достигнутом он не остановился, и в 1962 году появилась «Планета бурь». Это один из первых советских научно-фантастических фильмов, где описываются события, уже более отдаленные. Герои высаживаются на Венеру. Поскольку люди не знали, как выглядит ее поверхность, в фильме планета изображена весьма своеобразно: похожа на Землю времен динозавров. Сейчас такое кино с точки зрения современной науки признали бы недостоверным. Но для истории отечественного кинематографа фильм является своеобразной вехой. И знаком качества можно считать то, что он был взят американцами, перемонтирован с некоторыми сюжетными изменениями выпущен как новый. Напомню, что тогда Советский Союз не принимал международные законодательные акты, которые регламентируют права на интеллектуальную собственность в отношении кинопродукции.

С ранними фильмами ситуация понятна. А что дальше? Давайте обратимся к временам, когда реальная космическая деятельность стала известна в деталях.

В 1972 году в советский прокат вышел фильм «Укрощение огня», который рассказывал о том, как развивалась космическая программа в Советском Союзе. Поскольку далеко не все можно было показать (часть информации была засекречена), фильм получился достаточно условным. Его сняли с привлечением специалистов из министерства общего машиностроения, которое отвечало за космонавтику в СССР. Съемки проходили на реальных объектах, использовался настоящий реквизит. Благодаря этому фильм дает общее представление о том, как разрабатывались двигатели и ракеты, но при этом имеет отдаленное отношение к действительности, остается умозрительным. Еще стоит обратить внимание на музыку. Композитор Андрей Петров написал замечательную увертюру к этому фильму. Её часто исполняют на концертах, посвященных творчеству композитора.

Да, это действительно первый отечественный фильм, который посвящен именно советской космической деятельности, труду многих специалистов, работавших над тем, чтобы отправить человека в космос.

Причем в Советском Союзе не так много производственных фильмов о космосе, в которых на первом плане именно человеческая работа. Мне известны только два: «Укрощение огня» и «Возвращение с орбиты» Александра Сурина. Этот фильм 1983 года, в котором играют Виталий Соломин и Александр Пороховщиков, посвящен тому, как космонавты на орбите справляются с последствиями аварии. Фильм исключительно художественный, но максимально правдоподобный. Консультантами также выступали работники космической отрасли. Съемки проходили на космодроме Байконур и в центре управления полётами. То есть, даже не в декорациях, а на реальных объектах. Это кино можно считать предтечей более поздних картин об авариях в космосе.
В современном российском кино об истории отечественной космонавтики также рассказывает фильм Юрия Кары «Королёв» 2007 года, который в основном посвящен трагическому эпизоду биографии Сергея Королева, его аресту и заключению, но также — встречам с Циолковским и работе ГИРДа.

После 2007 года в этой теме отечественный кинематограф сделал перерыв. Только в 2013-м появился «Гагарин. Первый в космосе» режиссера Павла Пархоменко.

Если убрать за скобки игру актеров (может быть, не всегда убедительную) и опять же — большую условность некоторых эпизодов, то фильм относительно правдиво показывает путь Юрия Гагарина, его подготовку к полету в первом отряде космонавтов и, собственно, первый полёт в 1961 году. Когда такое кино снимается в нашей стране или за рубежом, то, к сожалению, свой вклад вносит политическая конъюнктура. Если режиссер, так скажем, «антисоветчик», то он показывает злых генералов, глупого генсека Хрущева и несчастных инженеров-диссидентов. Это то, что мне, например, не понравилось в фильме «Битва за космос» 2005 года. Многие участники советской космической программы в нем показаны очень карикатурно. Но если бы глупые люди руководили космическим проектом и страной, то его вряд ли бы удалось успешно реализовать. Это уже элемент политики, пропаганды.
Если вернуться к фильму «Гагарин. Первый в космосе», то в техническом плане он вполне достоверный: внешний вид корабля, скафандр Гагарина, инфраструктура Байконура и т.д. Наверное, только специалисты, которые точно знают, какого цвета был тот или иной элемент на корабле, могут сказать о допущенных ошибках. Но, насколько мне известно, у фильма были консультанты из космической отрасли, а также члены семьи Юрия Алексеевича. Думаю, его стоит посмотреть.
фильм 10. «Салют-7», 2017, реж. К. Шипенко

Остались еще два отечественных фильма, вышедшие в прошлом году. Это «Время первых» и «Салют-7». Вы их уже видели?

Да, оба фильма основаны на реальных событиях. «Время первых» посвящено полету Алексея Леонова и Павла Беляева на космическом корабле «Восход» в 1965 году. Целью полёта был выход человека в открытый космос. Кстати, впервые выход человека в космос показан в фильме Клушанцева «Дорога к звездам», о котором мы уже говорили. Но это было задолго до реальных событий, а потому показано иначе. В данном случае, если отбросить какие-то чисто художественные особенности и дополнительную драматургию (общение космонавтов с начальством или родными), с технической точки зрения фильм правдив, поскольку жив главный участник событий — Алексей Архипович Леонов. Он, как известно, выступал главным консультантом. Более того, имеется множество документальных свидетельств того полёта. Это позволило авторам снять качественное кино. Изображение героев в космосе, внутреннее и внешнее устройство корабля, визуальные эффекты — все это показано довольно правдоподобно. Чего не скажешь о финале фильма. Имею в виду то, что делали космонавты после приземления в тайге. Скорее всего, здесь больше художественного вымысла.

А как все было на самом деле?

Никакого диссидента-радиста не было. Космонавты после посадки передали сигнал, который был получен в нескольких городах в СССР и за рубежом. Там, где они сели, вдали от населенных пунктов (приблизительно, в 75 километрах северо-западнее города Березники в Пермской области — Д.С.), действительно была тайга. Но тем не менее их достаточно быстро нашли, однако потребовалось время, чтобы спасательная группа дошла до них на лыжах. Вертолет не мог сесть вблизи места посадки. Да, внештатная ситуация, но все оставалось под контролем. Даже сейчас при подготовке космонавты проходят курс выживания в лесу.

По-моему, сценарий хороший.

Согласен. Сделана большая работа. В основу другого фильма 2017 года, «Салют-7» Клима Шипенко, тоже положены реальные события, но показаны не так близко к действительности. Многое зависит от режиссера. Когда я узнал, что этот фильм будет снят, то очень обрадовался, потому что один из непосредственных участников тех событий — Виктор Петрович Савиных, известный летчик-космонавт. Он был ректором института, где я учился (МИИГАиК — Д.С.). Мы с ним лично знакомы. И на месте режиссера я бы как можно больше работал с Савиных, Джанибековым (второй член экипажа корабля «Союз Т-13» — Д.С.), другими участниками тех событий. Этого, как я понял, сделано не было. Поначалу Виктор Петрович выступал консультантом, но, вероятно, в какой-то момент режиссер и сценарист пошли своим путем. В итоге фильм изображает некоторую альтернативную реальность. Об этих событиях написано много книг, в том числе мемуары Савиных «Записки с мертвой станции», сняты документальные фильмы. Фактического материала столько, что можно было сделать добротный фильм с хорошей драматургией, достоверно показать тяжелую работу специалистов на Земле, в ЦУПе, и космонавтов на станции. Почему они получали звезды героев? Потому что действительно жертвовали своим здоровьем, ставили под угрозу собственную жизнь, чтобы выполнить поставленную перед ними задачу. В плане работы художников, операторов и специалистов по визуальным эффектам фильм выполнен очень качественно. Здесь отечественный кинематограф выходит на мировой уровень. Но по сравнению с реальными событиями все показано иначе. Не будем разбирать этот фильм детально. В Интернете есть много документальных материалов о случившемся.

Спасибо за разговор.

Беседовала Дарья Савинова

Печать

Joomla SEF URLs by Artio