Проект доклада РАН о финансовом обеспечении фундаментальных исследований

Ссылка: Информация 150408 (2015), Вестник ОНЗ РАН, 6, url: http://onznews.wdcb.ru/news15/info_150408.html
^ Главная страница

Здание Президиума Российской академии наук

Согласно Федеральному закону № 253-ФЗ от 27 сентября 2013 г. Российская академия наук обязана ежегодно представлять президенту и правительству Российской Федерации доклад о состоянии фундаментальных наук в России, о важнейших научных достижениях российских ученых.

Недавно проект первого такого доклада был принят за основу и в настоящее время рассматривается и дорабатывается Отделениями РАН, государственными, национальными научными и исследовательскими центрами, госкорпорациями и ведущими университетами.

Специальные разделы доклада посвящены вопросам финансового обеспечения фундаментальных научных исследований.

Указом президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. поставлена задача увеличения к 2015 году ассигнований на исследования и разработки до 1,77% ВВП. Но недостаточность и неэффективность структуры финансирования сектора исследований и разработок остается важнейшей проблемой, сдерживающей реализацию государственной политики в сфере научно-технической деятельности. По соотношению затрат на науку с ВВП Россия находится на 31-м месте в мире. Для сравнения: Корея — 4,36%, Израиль — 3, 93%, Финляндия — 3,55%, Швеция — 3,41%, Япония — 3,35%, США — 2,79%, Китай — 1,98%.

Фундаментальные исследования финансируются государственными фондами — Российским фондом фундаментальных исследований (РФФИ) и Российским гуманитарным научным фондом (РГНФ). По инициативе президента РФ создан Российский научный фонд (РНФ) для поддержки фундаментальных и поисковых исследований. В 2014 г. по результатам конкурса РНФ было поддержано 876 проектов из 49 регионов станы на общую сумму 4 млрд руб.

По РФФИ доля ассигнований на фундаментальные исследования в общих ассигнованиях на фундаментальные исследования из средств федерального бюджета в течение 2000–2005 гг. имела тенденцию роста (с 5,5% до 10,7%), а с 2006 г. эта доля постепенно сокращалась (с 10,1% в 2006 г. до 6,5% в 2011 г., в 2012 г. она составила 9,3%, а в 2013 г. снизилась до 8%).

По РГНФ доля ассигнований на фундаментальные исследования из средств федерального бюджета в течение 2000–2014 гг. составляла в 2000 г. — 1%, в 2010 г. — 1,2%, в 2011 г. — 1,1%, в 2012 г. — 1,7% и в 2014 г. — 1,5%. В 2012 г. дополнительно к объемам средств, предусмотренных на финансирование в 2012 г. и плановый период 2013 и 2014 гг., было выделено для РФФИ 2,0 млрд рублей и для РГНФ 0,5 млрд рублей.

В соответствии с указом президента РФ от 7 мая 2012 г. правительству РФ поручено обеспечить к 2018 г. увеличение общего объема финансирования государственных научных фондов до 25 млрд рублей.

Законом "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" предусмотрены ассигнования за счет имущественного взноса Российской Федерации в РНФ в 2014 г. — 11,4 млрд рублей, в 2015 г. — 17,2 млрд рублей, в 2016 г. — 19,1 млрд рублей.

Численность персонала, занятого исследованиями и разработками, за последние десять лет сократилась и составила в 2014 г. 727 тыс. человек, что на 13,4% меньше по сравнению с 2004 г. При этом численность исследователей за указанный период сократилась на 8,1% и составила 369 тыс. человек.

Уровень проводимых в стране научных исследований в значительной степени определяется состоянием материально-технического оснащения научных организаций современным исследовательским оборудованием. Это один из главных факторов конкурентоспособности национальной науки. Средства, выделенные на модернизацию и развитие материально-технической базы организаций, проводящих фундаментальные исследования, позволяют лишь частично покрыть потребность в закупках современного оборудования. В итоге усугубляются проблемы, связанные с материальным обеспечением исследований, исчерпываются ресурсы крупных уникальных установок и стендов мирового уровня, устаревают приборы и научное оборудование, ветшают здания и сооружения.


Е. Фирсова