Разрушающая планеты "звезда смерти" перестала быть выдумкой

Ссылка: Информация 151105 (2015), Вестник ОНЗ РАН, 6, url: http://onznews.wdcb.ru/news15/info_151105.html

В 1844 году появилось предположение, что ярчайшая звезда ночного неба Сириус представляется собой двойную звезду. Видимая часть звезды получила название Сириус-А, а звезда-компаньон, которая, как оказалась, является белым карликом — Сириус B. Сириус B находится на расстоянии 8,6 световых лет от Солнечной системы, что делает его самым малоудаленным от Земли среди известных белых карликов. Изображение получено с помощью телескопа "Хаббл".

В конце октября этого года ученым из Гарвард-Смитсоновского астрофизического центра в Кембридже (США) удалось обнаружить настоящую "звезду смерти", расположенную в созвездии Девы примерно в 570 световых годах от Земли. Своему открытию исследователи посвятили статью в журнале Nature.

Внимание ученых необычный небесный объект привлек совершенно случайно. Астрофизики наблюдали за падением яркости отдельных звезд в созвездии Девы, что свидетельствует о присутствии планет в их окрестностях, когда увидели объект WD 1145+017, который в этот момент поглощал уничтоженную им же небольшую планету размером с Цереру (Церера — карликовая планета Солнечной системы. — Прим. ред.). Каждые 4,5 часа объект WD 1145+017 затмевался другим крупным объектом, размер и форма которого изменялись. Это позволило ученым предположить, что они имеют дело с белым карликом, разрушившим планету и теперь "доедающим" ее останки. Вероятно, белый карлик и дальше продолжит поглощать объекты своей звездной системы.

Ранее понятие о "звезде смерти" было ограничено для нас рамками киносаги "Звездные войны" Джорджа Лукаса, но теперь у ученых появилась возможность изучить этот феномен так, как он представлен в реальности. "Ничего подобного человечество раньше не видело. Мы наблюдаем за тем, как звезда разрушает свою собственную планетную систему. Теперь у нас есть железное доказательство того, что белые карлики действительно периодически уничтожают планеты", — заявил ведущий автор статьи Эндрю Вандербург (Andrew Vanderburg) из Гарвард-Смитсоновского астрофизического центра в Кембридже.

Проверить свою гипотезу ученым удалось благодаря изучению структуры спектра "звезды смерти". Для белых карликов характерно, что поглощаемая ими материя распределяется по их поверхности слоями: тяжелый элементы, такие как кислород или кремний, постепенно опускаются вниз, а более лёгкие, вроде водорода или гелия, поднимаются вверх. Увидеть следы тяжелых элементов, поэтому, можно лишь в момент поглощения белым карликом небесных объектов, когда на его поверхности и в атмосфере можно заметить наличие тяжелых элементов по линиям поглощения и излучения в его спектре. Разрушение и поглощение планеты стало возможным, как полагают ученые, из-за нестабильности орбит всех планет и малых небесных тел этой системы. Причиной же этому послужило превращение красного гиганта в белый карлик WD 1145+017.

Многие исследователи склоняются к тому, что похожая участь ожидает и Землю, когда Солнце превратится в белого карлика, поскольку у него закончатся запасы звездного "горючего". Однако, к этому моменту Земля уже будет безжизненной из-за увеличения Солнца в своих размерах, что заставит его подойти вплотную к земной орбите. По мнению ученых из Гарвард-Смитсоновского центра, поглощение Земли может произойти через 5-7 млрд лет. Пока же будем наслаждаться новым эпизодом киносаги "Звездные войны", мировая премьера которого состоится 14 декабря.

А. Павленко (по материалам открытых источников)