Российские ученые всерьез займутся мониторингом астероидно-кометной угрозы

Ссылка: Информация 151213 (2015), Вестник ОНЗ РАН, 6, url: http://onznews.wdcb.ru/news15/info_151213.html

Директор Института астрономии РАН Борис Михайлович Шустов

Российские ученые всерьез займутся мониторингом астероидно-кометной угрозы

Советом Российской академии наук по космосу было принято решение начать разработку системы предупреждения об астероидной опасности. Поручила столь важное задание РАН Институту астрономии, ЦНИИмаш (головной научный институт Роскосмоса) и предприятиям ракетно-космической отрасли.

"Советом РАН по космосу перед нами поставлена задача выполнить научно-исследовательскую работу поисково-обзорного характера, результатом которой должен стать выбор одной из предложенных на сегодняшний день космических систем, наиболее оптимальной с точки зрения технической и экономической реализации. Выбранную систему предлагается включить в качестве опытно-конструкторской работы в Федеральную космическую программу на период после 2020 года", — прокомментировал ситуацию директор Института астрономии РАН Борис Михайлович Шустов.

На данный момент учеными для реализации рассматриваются два проекта — "Небосвод" и СОДА (Система обнаружения дневных астероидов). Если первый является достаточно затратным, поскольку предполагает запуск трех крупных телескопов на орбиту, то второй, напротив, достаточно дешевый в силу того, что для его реализации необходимо использование лишь одного аппарата с меньшим по размеру телескопом. Однако, без использования орбитальных телескопов не получится обойтись. Все дело в том, что именно они позволяют отследить объекты, летящие со стороны Солнца, в то время как земные телескопы способны зафиксировать опасные небесные тела только в ночном небе.

Падение челябинского метеорита 15 февраля 2013 года

Вместе с тем, Александр Борисович Железняков, академик Российской академии космонавтики имени Циолковского считает, что пока у человечества нет возможности защитить себя от опасных небесных тел. "В практическом плане нет еще ни одной технологии, которая могла бы в обозримом будущем позволить решить эту проблему", — говорит Александр Борисович. Кроме того, проекты по созданию подобных систем обнаружения и защиты требуют огромных средств, которые не готова выделить ни одна страна в мире. Однако, все это отнюдь не означает, что стоит сидеть сложа руки. "Уже сейчас нужно смотреть в будущее и пытаться как-то защитить себя от таких "подарков" (астероидно-кометной угрозы. — Вестник ОНЗ РАН)", — высказал свое видение ситуации академик.

Весьма вероятно, что совместно с РАН решать задачу обнаружения угрожающих Земле космических тел будет и МЧС России. На состоявшемся в Москве международном конгрессе "Глобальная и национальные стратегии управления рисками катастроф и стихийных бедствий", проходившим с 12 по 14 октября, было выдвинуто предложение наделить МЧС функциями головной организации национальной системы мониторинга и прогноза астероидно-кометной опасности.

"Помимо расширения объемов и улучшения качества информации зондирования Земли из космоса, совместно с РАН начнется планово решаться задача обнаружения метеоритов и астероидов, внезапно появляющихся в галактике и угрожающих падением на нашу планету", — сообщил начальник Центра стратегических исследований гражданской защиты МЧС РФ Михаил Иванович Фалеев.

Отметим, что задача обнаружения угрожающих падением на Землю космических тел — крайне важная. Так, при падении челябинского метеорита площадь поражения ударной волной составила 6,5 тысяч квадратных километров, а взрывная волна выбила окна более чем в 7 тысячах зданий. По оценкам экспертов, общий экономический ущерб от катастрофы превысил 1,2 млрд рублей. Заблаговременное обнаружение опасных небесных тел в будущем могло бы помочь избежать как человеческих жертв, так и огромного материального ущерба.

А. Павленко (по материалам открытых источников)