Открытие II Всероссийской школы молодых ученых «Системный анализ динамики природных процессов в российской Арктике»

rift rio grande
Слушатели II Всероссийской школы молодых ученых «Системный анализ динамики природных процессов в российской Арктике». Фото: Э. Кедров

07 июня 2022 г.

6 июня 2022 г. в Подмосковье состоялось открытие II Всероссийской школы молодых ученых «Системный анализ динамики природных процессов в российской Арктике». Организатором школы выступает Геофизический центр Российской академии наук.

Школа проводится при финансовой поддержке Российского научного фонда и приурочена к грядущему 300-летнему юбилею Российской академии наук.

rift rio grande
Член-корреспондент РАН директор Геофизического центра РАН Анатолий Александрович Соловьев. Фото: Э. Кедров

С приветственным словом перед участниками выступил председатель программного комитета школы, член-корреспондент РАН профессор РАН доктор физико-математических наук, директор Геофизического центра РАН, член Научного совета РАН по изучению Арктики и Антарктики Анатолий Александрович Соловьев. Он поприветствовал от лица ГЦ РАН всех собравшихся участников Школы. Школа является 2-й по счету и проводится в рамках проекта, который выполняется ГЦ РАН при финансовой поддержке Российского научного фонда. Проект посвящен системному анализу изучения различных геофизических и климатологических процессов, имеющих место в российской Арктике. Пристальное внимание к Арктике обусловлено не только интересом к тем богатым ресурсам, которыми обладает этот регион, но и имеет прежде всего научный интерес, т.к. этот регион является динамически активным и слабоизученным. Очевидно, что для исследования процессов, происходящих в Арктике необходимо развивать систему наблюдений и методы анализа получаемых данных, которые в себя включают методы системного анализа и геоинформатики.

Далее Анатолий Александрович рассказал о том, как будет строится работа школы, обратил внимание участников на некоторые важные доклады, в том числе академика РАН А. Д. Гвишиани, члена-корреспондента РАН И. Н. Розенберга. Рассказал о проведении деловой игры, которая будет связана с подготовкой проекта организации экспедиции в арктический регион.

rift rio grande
Главный научный сотрудник ИФЗ РАН, профессор РАН Вячеслав Анатольевич Пилипенко. Фото: Э. Кедров

Затем слово предоставили руководителю совместного проекта ГЦ РАН и РНФ, члену программного комитета школы, главному научному сотруднику Института физики Земли им. О.Ю. Шмидта РАН, профессору РАН Вячеславу Анатольевичу Пилипенко. Он обратил внимание участников школы на то, что по аналогии со многими западными центрами, у российских ученых сейчас имеется уникальная возможность участвовать в крупных научных проектах. Профессор Пилипенко подчеркнул важность кооперации ученых из различных районов страны. В качестве примера он рассказал, что в совместном проекте РНФ и ГЦ РАН участвуют люди практически со всей России, в том числе из Уфы, Якутии, с Кольского полуострова. Он поблагодарил участников Школы и пожелал всем успешной работы.

rift rio grande
Научный руководитель Геофизического центра РАН, академик РАН, профессор Алексей Джерменович Гвишиани. Фото: Э. Кедров

Научный руководитель Геофизического центра РАН, председатель Научного совета РАН по изучению Арктики и Антарктики, академик РАН, профессор Алексей Джерменович Гвишиани открыл лекционную сессию докладом «Актуальные перспективы изучения арктической зоны РФ в свете теории и практики Больших Данных».

Он рассказал про 4 выдающихся арктических проекта:

rift rio grande
Член-корреспондент РАН, профессор Игорь Наумович Розенберг. Фото: Э. Кедров

Следующим докладчиком выступил научный руководитель АО «Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте» член-корреспондент РАН, профессор Игорь Наумович Розенберг. Он представил доклад «О развитии железнодорожного сообщения в Арктике».

Он рассказал об истории освоения крайнего Севера России и об истории развития железных дорог, обеспечивающих логистику в Арктике. «Как известно, Арктика обладает колоссальными запасами углеводородов. 80% всего газа добывается в Ямало-Ненецком АО и порядка 13% нефти. Для всего этого необходима логистика, необходимы железные дороги», - подчеркнул профессор Розенберг.

Также он рассказал о трудностях строительства путей в суровых условиях Арктики, и про строительство стратегически важного объекта арктической инфраструктуры – Северного широтного хода. Согласно прогнозу, строительство Северного широтного хода даст экономию в год 20 млрд рублей, а маршрут следования поездов сократится на тысячу километров.

rift rio grande
Проф., д.ф.-м.н. А. Г. Костяной. Фото: Э. Кедров

Далее были представлены доклады проф., д.ф.-м.н. А. Г. Костяного, из Института океанологии им. П. П. Ширшова РАН «Спутниковый мониторинг основных климатических параметров океана» и д.ф.-м.н. О. М. Подвигина из Института теории прогноза землетрясений и математической геофизики РАН «Модели климата и гетероклинические циклы».

Научная программа школы будет включать как традиционные лекции, где слушателям будут представлены обзоры актуальных проблем в контексте комплексного изучения и освоения Арктики, так и практические семинары, мастер-классы и деловые игры, на которых слушатели смогут закрепить полученные теоретические знания.

Лекторами выступят более 20 ведущих российских ученых в области геофизики, климатологии, океанологии, дистанционного зондирования, геоинформатики, системного анализа, добычи ресурсов, геоэкологии, транспорта, представляющие Российскую академию наук и ведущие вузы страны.

Более 50 молодых ученых из 15 регионов России примут участие в работе школы.

Лекционная программа затронет следующие тематические направления:

На официальном сайте II всероссийской школы молодых ученых «Системный анализ динамики природных процессов в российской Арктике»: https://school2022.gcras.ru/ размещена информация о Программном и Организационном комитетах школы, лекторах, научной программе и другая актуальная информация.

 

Подробнее о событиях школы читайте в статьях Вестника ОНЗ:

Второй день II Всероссийской школы молодых ученых

Третий день II Всероссийской школы молодых учёных

Итоги II Всероссийской школы молодых учёных

Метки: Школа молодых ученых

Печать

Joomla SEF URLs by Artio