Итоги II Всероссийской школы молодых учёных
10 июня 2022 г.
9 июня, в четвертый день состоялась панельная дискуссия, посвященная подведению итогов II Всероссийской школы молодых учёных «Системный анализ динамики природных процессов в российской Арктике».
Проект Российского научного фонда «Системный анализ динамики геофизических процессов в российской Арктике и их воздействие на развитие и функционирование инфраструктуры железнодорожного транспорта» предусмотрен на 4 года и неотъемлемым условием проекта является проведение ежегодных школ молодых учёных. Так в сентябре 2021 года на базе Северного (Арктического) федерального университета (САФУ) в Архангельске прошла I Всероссийская школа молодых учёных «Системный анализ динамики природных процессов в российской Арктике».
Председатель программного комитета член-корреспондент РАН, профессор РАН Анатолий Александрович Соловьев начал свое выступление с того, что предложил аудитории поделиться мнением о прошедших трех днях Школы, чтобы в следующем году III Всероссийская школа молодых учёных была организована на том же уровне или превзошла его. Таким образом, открывая дискуссию, Анатолий Александрович призвал слушателей поделиться своим впечатлением о Школе в целом, а также о том, насколько удачной была идея широкого тематического охвата. Возможно, при проведении следующей Школы слушатели хотели бы сконцентрироваться на какой-то одной из дисциплин. Удовлетворила ли слушателей, предложенная в этом году компоновка лекций — формат: две лекции и перерыв. Организаторам казалось, что такой формат облегчит восприятие материала лучше, чем когда лекции идут подряд несколько часов. Возможно, слушателям было бы интересней, если бы после лекции сразу шло практическое занятие. Также он предложил высказываться по форме, и по содержанию, представленного на Школе материала.
Первой, кто взял микрофон была Наталья Сергеевна Шлык: «Уважаемые организаторы, думаю, что выражу общее мнение участников мероприятия, сказав, что организация Школы была на высоте, всё было четко и слаженно, нам понравился и формат, и место, и тематика. Что касается лекций и семинаров, мне лично понравилось, что было охвачено много разных тем, как мне кажется, если сосредоточиться на каком-то одном направлении, то в школе будут участвовать только те специалисты, которые в нем заинтересованы. Возможно, нам не хватило практических занятий, можно было сделать общими лекционные блоки, а практические занятия сделать сразу по разным тематикам параллельно, т.е. одновременно».
Анатолий Александрович Соловьев: «... для вашего предложения, было бы нужно больше людей, как нам показалось, нынешний формат был идеален для того количества человек, которое было представлено в эти дни».
Анна Александровна Скоркина — поблагодарила слушателей за интересные вопросы, однако сказала, что ей не хватило общения со слушателями — «Мне очень понравилась идея проведения деловой игры, но не хватило презентации подготовленного проекта, на этом этапе мы могли бы пообщаться с разработчиками».
Вадим Вадимович Сурков поделился своим наблюдением — «Я отношусь к поколению, воспитанному в СССР, и когда я был в вашем возрасте у нас было принято вести жесткую бескомпромиссную дискуссию, это пошло еще от семинаров известных советских физиков, например Ландау. Принято было заваливать докладчика, задавать ему каверзные вопросы, и, надо сказать, это было полезно, когда лектор переваривал все критические замечания, то получались прекрасные печатные работы. Сейчас к нам пришли цивилизованные западные веяния и принято, похвалить докладчика, поаплодировать. Но, я хочу пожелать вам, чтобы критический взгляд, все-таки оставался и не надо стесняться, независимо от регалий выступающего, если у вас есть критические соображения, выдавайте их. И это поможет вам относиться критически и к своим собственным работам».
Вячеслав Анатольевич Пилипенко высказал предложение — в первый день, всем участникам Школы дать возможность рассказать о себе, о задачах, над которыми они трудятся, о своих научных интересах.
Анатолий Александрович поддержал предложение, сказав, что проект, в рамках которого, проводится Школа, охватывает широкий спектр исследований в области наук о Земле в Арктическом регионе. «Мы открыты для сотрудничества и заинтересованы привлечь новых специалистов в наш коллектив, тех, кто действительно был бы заинтересован в изучении Арктики по тем дисциплинам, что были представлены на протяжении этих трех дней. Поэтому, если кто-то чувствует в себе потенциал быть причастным к этим исследованиям, то добро пожаловать в Геофизический центр РАН, мы готовы нагрузить их интересными научными задачами», добавил чл.-корр. РАН Соловьев.
Евгения Анатольевна Полянская поддержала идею и сказала, что ей не хватило информации о том, кто из ребят, чем занимается. «Было бы правильно начать работу Школы с краткого доклада каждого из слушателей, буквально 1–2 слайда, чтобы было легче потом общаться».
Александр Александрович Чернышов поделился своим впечатлением о проведении деловой игры. «Было бы всем интересно, если бы каждая из команд представила свой проект в виде краткой презентации. Такой формат дал бы возможность удовлетворить интерес не только аудитории, но и других команд. Была бы возможность подискутировать и задать вопросы».
Также было предложено сделать телеграм-канал или что-то подобное, чтобы это было неким рабочим пространством, которое бы осталось после окончания работы Школы и те контакты, которые были налажены между участниками не потерялись. Речь идет не только про общение, но «хотелось бы иметь доступ к материалам Школы, таким, как презентации, например», — предложил Вячеслав Анатольевич Пилипенко.
Полина Николаевна Зенкова озвучила несколько критических комментариев «Небольшой комментарий по практическим занятиям, их было достаточно мало, хотя последнее занятие Python с элементами машинного обучения мне было очень интересно, т.к. я поняла, что смогу эти знания применить в своей области. Единственный момент — людям, которые впервые столкнулись с Anaсonda и Python очень пригодилось бы методическое пособие, или краткое руководство с листингами программ, с адресами необходимых сайтов и т.д.». Другой комментарий Полины был связан с темой отдыха: «Учитывая, что я занимаюсь климатом, другие же дисциплины, представленные на лекциях, были сложны для понимания. Мне требовалось время, чтобы переварить услышанное, поэтому хотелось бы, чтобы было немного больше свободного времени».
Снова из зала прозвучало предложение о распараллеливании сессий, в ответ на это микрофон взял Григорий Михайлович Стеблов. «Смысл Школы в том, чтобы расширить кругозор, чтобы слушатели могли не только узнать новые веяния в свой области, но, и это самое главное, услышать, что делается в смежных областях. Иначе можно слишком сузить поле своей деятельности и в итоге ошибиться. В последнее время междисциплинарный подход является залогом чего-то нового. Поэтому я поддерживаю формат общих сессий лекций без распараллеливания. Что касается практических занятий, то их можно сделать параллельными».
Далее Роман Игоревич Красноперов попросил высказаться на тему, насколько было бы интересно в рамках проведения Школы провести конкурс на лучший вопрос лектору. Завязалась оживленная дискуссия: «Какой критерий определения качества вопроса?», «Вопрос будет задан только для того, чтобы выиграть приз», «Лектор не запомнит все вопросы, поэтому надо их записывать», «Не объявлять, что будет приз за лучший вопрос, а потом объявить победителя», «Если объявить конкурс, то частота глупых вопросов увеличится», «Тогда придется вводить приз за самый глупый вопрос», «После таких номинаций люди будут бояться задавать вопросы», «можно также сделать накопительную систему баллов, за активность на лекции, на практической работе и т.д.».
Анатолий Александрович Соловьев резюмировал услышанное: «Наша цель создать на Школе раскованную обстановку, чтобы слушатели не стеснялись задавать самые неожиданные вопросы. Ни при каких обстоятельствах не нужно стесняться того, что ты чего-то не знаешь, мы все многого не знаем в этой жизни, собственно Школа организована как раз для того, чтобы в живом общении мы могли получить новые для себя знания и поделиться своими».
Анатолий Александрович Соловьев: «Хочу отметить интересный момент, когда мы анализировали проекты научных исследований, представленные командами. Мы были поражены степенью проработанности заявок с учетом того ограниченного времени, которое было отпущено на работу. Порой даже возникало ощущение, что участники увлеклись заимствованием, поэтому, чтобы снять лишние вопросы, мы решили и сделали проверку на плагиат. И, к счастью для нас, степень оригинальности варьировалась от 90 до 100 процентов, что вызвало восхищение жюри и большого уважения к командам».
В своем заключительном слове чл.-корр. РАН Соловьев отметил обширную географию слушетелей Школы: от Санкт-Петербурга до Якутска по долготе и от Владикавказа до Архангельска по широте. Также Анатолий Александрович поблагодарил лекторов, которые с душой отнеслись к участию в работе Школы и подготовили интересный материал, обеспечили богатое смысловое наполнение, представив современные достижения в науках о Земле и познакомили с перспективами исследований.
Анатолий Александрович поблагодарил слушателей за ценные замечания, пообещав проанализировать и учесть их и пригласил всех принять участие в Школе молодых ученых, которая состоится в следующем году и объявил об успешном завершении работы. Однако расходиться было преждевременно, всех ждало еще одно торжественное мероприятие. При общем собрании участников Школы состоялось вручение памятных сертификатов участника II Всероссийской школы молодых ученых «Системный анализ динамики природных процессов в российской Арктике».
Слушатели Школы, безусловно, увезут с собой новые знания, в их памяти сохранятся замечательные моменты общения с наставниками и незабываемые впечатления от новых встреч. А главное — приобретённые контакты друзей и коллег, мы надеемся, останутся на всю жизнь.
Подробнее о событиях школы читайте в статьях Вестника ОНЗ:
Второй день II Всероссийской школы молодых ученых
Третий день II Всероссийской школы молодых учёных
Метки: Школа молодых ученых