Второй день II Всероссийской школы молодых ученых
7 июня 2022 г.
Второй день работы II Всероссийской школы молодых ученых строился следующим образом: большую часть дня проходили лекции, затем началась практическая сессия, после которой участники приступили к деловой игре.
Член-корреспондент РАН, профессор М. О. Михайлов из Института физики Земли им. О. Ю. Шмидта РАН открыл лекционную сессию докладом «Региональные модели гравитационного поля Земли по данным спутниковых миссий Grace и GOCE, приложения в Арктике».
Далее выступили следующие докладчики:
И. В. Лыгин, доцент, к.г.-м.н., МГУ им. М. В. Ломоносова «Примеры применения гравиразведки и магниторазведки при изучении глубинного строения Арктики».
А. И. Филиппова, к.ф.-м.н. Институт теории прогноза землетрясений и математической геофизики РАН, Институт земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн им. Н. В. Пушкова РАН «Строение земной коры и мантии Арктики по сейсмическим данным».
В. Б. Белаховский, к.ф.-м.н., Полярный геофизический институт Пилипенко В.А., проф., д.ф.-м.н., Институт физики Земли им. О. Ю. Шмидта РАН «Зачем технологическим системам в Арктике бояться космической погоды?».
В. А. Желиговский, д.ф.-м.н., Институт теории прогноза землетрясений и математической геофизики РАН «Перемещение северного магнитного полюса из Канады в Сибирь: экскурсия или инверсия?»
В. В. Сурков, проф., д.ф.-м.н., Институт физики Земли им. О. Ю. Шмидта РАН «Что там над облаками: мир высотных электрических разрядов».
С. А. Тихоцкий, чл.-корр. РАН, проф. РАН, Институт физики Земли им. О. Ю. Шмидта РАН «Исследования арктического шельфа: современные проблемы и решения».
В ходе лекционных сессий спикерам было задано немало вопросов. Участники продемонстрировали не только общую заинтересованность темой, но и глубокое ее понимание и достаточно высокий уровень подготовки и профессиональных компетенций.
Практическая сессия
А. В. Хохлов, проф., д.ф.-м.н., Институт теории прогноза землетрясений и математической геофизики РАН: «Базовые сведения о применениях преобразования Фурье к данным: от фильтрации цифрового сигнала до томографии. Практические примеры (с использованием языка Python)».
Андрей Владимирович кратко рассказал об анализе различных данных с помощью преобразований Фурье. Продемнострировал практические приёмы и на реальном примере показал, как написать программу на языке Python для реализации задачи очистки цифрового сигнала от шума.
Деловая игра
Началась деловая игра. Перед командами поставлена непростая задача – написать проект программы научной экспедиции в Арктику. При этом командам нужно определиться с выбором научной программы, подобрать объект исследования, обосновать актуальность и научную новизну. Грамотно выбрать время года и период проведения исследований. Условия деловой игры предполагают, что команда может пригласить в состав исследовательской команды любого известного специалиста в соответствующей области. В результате к назначенному времени требуется представить проект объемом 2–3 страницы с иллюстрациями.
Члены программного комитета Школы сформировали из участников восемь команд по 5–6 человек. Очень важно, что удалось составить команды с участниками разных возрастов, из разных регионов и различных специальностей. При этом ни в одной команде не втсречались участники из одного института и представители одной профессии. Командам были даны названия в честь полярных исследовательских судов – «Ермак», «Фрам», «Таймыр», «Вайгач», «Персей», «Сибирь», «Ямал» и «Гаусс».
Команды начали свою работу! Кто-то предложил познакомиться, и на доске появились записи: Маша – гидролог, Изабелла – геоэколог, Артем – сейсмолог, Алексей – геофизик, Заурбек – специалист по сейсмостойкому строительству, Екатерина – метеоролог, Андрей – математик и так далее. Другие – начали с обозначения районов: Чукотка, Гренландия, Новая Земля... и составления списка актуальных проблем: загрязнение окружающей среды, стихийные бедствия, техногенные катастрофы, антропогенное воздействие.
В командах сразу определились лидеры, которые направляют своих коллег, выделяют важное, отсекают лишнее. Участники живо дискутируют, активно используя даже свободное время – дискуссии проходят и на ужине, и на прогулках, и в фойе отеля. На следующий день конкурсанты должны подать проект научной программы на рассмотрение программного комитета Школы.
Работа Школы молодых ученых продолжается.
Подробнее о событиях школы читайте в статьях Вестника ОНЗ:
Третий день II Всероссийской школы молодых учёных
Итоги II Всероссийской школы молодых учёных
Метки: Школа молодых ученых