Фильм телеканала Russia Today: как работают полярники в Арктике
24 июня 2019 г.
Из-за таяния арктических льдов исследователи, живущие и работающие на дрейфующих станциях "Северный полюс" (СП), много раз оказывались в опасности, и людей приходилось эвакуировать атомными ледоколами или самолётами. В связи с этим сегодня учёные используют специальные суда — плавучие лаборатории. Как полярники работают в изменившихся условиях — в новом фильме телекомпании Russia Today (RT) «Курс на лёд».
На RTD состоялась премьера документального фильма «Курс на лёд». В нём рассказывается, как российские учёные готовятся исследовать Арктику с помощью нового, более безопасного типа станций.
Вот исследовательское судно «Академик Трёшников» поднимается до 82-го градуса северной широты, чтобы провести эксперимент: ему нужно найти толстую льдину, вклиниться в неё и разбить рядом с бортом лагерь. И всё это необходимо сделать, чтобы приблизиться к созданию нового типа станций.
Первые научно-исследовательские станции в Арктике были созданы с целью передачи данных о погоде для планирования авиаперелётов. Данные полярных экспедиций также используют синоптики для более точного построения погодных моделей.
Раньше будни полярников выстраивались по одной и той же схеме: осенью людей высаживали на многолетнюю льдину и год они жили на ней, медленно дрейфуя по Северному Ледовитому океану. Теперь такая схема работы стала невозможной из-за таяния арктических льдов.
Один из героев фильма, Николай Фомичёв, был начальником последней станции СП-40, которая оказалась в опасности, когда льдина под ней стала разрушаться. Его товарищи вспоминают, как льдина раскололась и трещина прошла между постройками станции, разделив жилой комплекс и павильоны с оборудованием, — пришлось срочно вызывать атомный ледокол и спасать имущество. После этого история станций типа «Северный полюс» закончилась.
Раньше работа полярников осложнялась поиском места, на котором требовалось разместить станцию. Найти нужную льдину очень сложно: она должна быть достаточно крепкой, чтобы её не разрушило зыбью — отголоском дальнего шторма, до которого может быть больше сотни морских миль. При этом необходимо соблюдать осторожность: не застрять во льдах и иметь возможность самостоятельно выбраться назад.
Участники экспедиции вспоминают историю, когда ледокол «Михаил Сомов» забрал полярников с зимовки, но внезапный циклон забил выход из бухты льдом. В тот раз людей вывозили самолётами, а команда судна дрейфовала на нём шесть месяцев.
Фактически эксперимент с участием «Академика Трёшникова» положил начало новому типу станций — лагерю в связке с судном, представляющим собой лабораторию.
Опыт существования станций типа «судно — лёд» ляжет в основу работы новой плавучей платформы, которую планируется спустить на воду уже в 2021 году. Её автономный дрейф рассчитан на два года: люди будут жить на платформе, а работать на льду. В ближайшем будущем станции такого типа должны стать преемницами станций «Северный полюс». Строительство первой из них уже начато.
Смотрите фильм Курс на лёд на RT.
Источник: Russia Today