О том, как полярники праздновали Новый год
29 декабря 2023 г.
В уходящем году состоялся 120-летний юбилей Героя Советского Союза Э. Т. Кренкеля. В 1937–1938 годах он в качестве радиста принял участие в экспедиции «Северный полюс-1»: первая в мире дрейфующая станция преодолела 2,5 тысячи миль, направляясь от Северного полюса к Гренландии. Помимо суровых будней, были у полярников и праздники. Вот как участники экспедиции вспоминали о том, как на станции прошла встреча нового года.
Руководитель экспедиции И. Д. Папанин рассказывал:
«31 декабря 1937 г. – 1 января 1938 г.
Последний день года. Новью Эрнст подготовил из снега две кастрюли воды для приготовления обеда. Теодорыч принял 21 поздравительную телеграмму. Помыли головы, побрились. Из Москвы передавали концерт для полярников. С очень теплой речью выступил Шмидт, поздравил каждого из нас.
Готовясь к новогоднему вечеру, открыл банку паюсной икры, достал сосиски, копченую грудинку, сыр, орехи, шоколад, роздал каждому по 35 конфет "Мишка". Потом я подстриг косы, выросшие у Кренкеля. Ровно в полночь поздравил всех с новым годом, мы спели "Интернационал", расцеловались, пожелали, чтобы 1938 год был таким же счастливым, как минувший. Женя составил метеосводку, Теодорыч передал нее на остров Рудольфа».
О праздничной ночи рассказал и будущий академик АН СССР Е. К. Федоров, участвовавший в экспедиции в качестве астронома и геофизика:
«Телеграммы, поздравления идут потоком. Сейчас мы с Петей брились и мылись. Приятно было надеть чистое белье. Иван Дмитриевич готовит особо вкусный обед. Ветер стих. Барометр пошел ровно. Вечером Иван Дмитриевич увидел низко на самом горизонте огонек. Все небо было затянуто облаками, ни одной звезды не было видно.
– Ребята, фонарь! – Иван Дмитриевич помахал "летучей мышью", и, казалось, в ответ мигает и двигается огонек.
– Петя, Женя! – мы вылезли. – Смотрите, как будто шевелится.
– Посмотрю в теодолит.
Посмотрел – звезда, облака быстро ее закрыли. У Ивана Дмитриевича, да и у Пети еще не пропала надежда, что может прийти к нам уцелевший Леваневский.
- Так и думал: вот идут братки. Вот было бы счастье!»
Яркие воспоминания о празднике оставил Э. Т. Кренкель:
«31 декабря. Днем получили большую телеграмму от ребят, участников елки в Москве в Доме союзов. Пишут о своих развлечениях, о макете нашей палатки и приглашают нас на следующую новогоднюю елку. Сразу ответили.
Пока писали, началась южная пурга. Последний день старого года отмечен небывалым подъемом температуры – всего лишь 4 градуса ниже нуля. После полудня лег спать и сказал, чтобы меня не будили ни к обеду, ни к концерту.
Разбудил меня Папанин в 11 часов вечера. Пети и Жени не было. Разгулялся южный вечер, и они ушли крепить гидрологическую палатку на трещине. Очень не хотелось вылезать из мешка, но надо было торопиться, чтобы успеть побриться до Нового года. Стоял на четвереньках, а Папанин кромсал на затылке мои космы. Затем быстро побрился, вымыл голову, лицо и шею. Приблизительно, конечно. ... В это время вернулись Ширшов и Женя. Подходило время новогоднего метеосрока. Хотя приемник включил с опозданием, но бой часов мы слышали. Слышали тост за Сталина.
Новый год встречаем сильным южным ветром с пургой.
В 12 часов 15 минут передал, как обычно, метео на о. Рудольф и обменялся новогодними приветствиями. После этого сели за новогодний стол, вернее – бидон. По случаю праздника испечены знакомые, тяжелые, как свинец, лепешки на соде. Приправляем их паюсной икрой. Ничего, есть можно. Вторым блюдом – картофельное пюре с сосисками и кофе с остатками торта.
Позвали в палатку Веселого, чему пес несказанно обрадовался. Погода мерзкая, а настроение хорошее. Что ни говори, ушедший год не прошел даром».
С далекой арктической станции Эрнст Теодорович передал пожелания:
«Мы понимаем, что к Новому году, который уже не за горами, спрос на наше творчество, и так немалый, повысится еще больше. Хочется пожелать к Новому году успехов всем соотечественникам. Хочется, чтобы у каждого из них был свой полюс».
Смотрите также:
- «Папанин и его команда на дрейфующей станции "Северный полюс-1"» (кинохроника из фондов Российского государственного архива кинофотодокументов)
- «Девять месяцев на дрейфующей станции "Северный полюс"»
- Е. К. Федоров, «Полярные дневники»
- Э Т. Кренкель, RAEM — мои позывные, «Четыре товарища».
Метки: исторические экспедиции