О жизни полярников рассказал начальник станции Марресаля Александр Кононов
16 октября 2024 г.
В октябре 110 лет исполнилось морской гидрометеорологической станции (МГ-2) Марресаля, расположенной вблизи одноименного мыса на западном побережье полуострова Ямал в Карском море. О жизни и работе на труднодоступной полярной станции рассказал ее начальник Александр Кононов. На станции Александр работает уже восьмой год, одновременно учится заочно в Российском государственном гидрометеорологическом университете.
– Александр, расскажите, как вы решили стать метеорологом? Ведь эта профессия достаточно редкая.
– Да, в детстве я точно об этом не мечтал. Вариантов было много, последнее что помню – хотел стать человеков-пауком. Шучу. После школы был в раздумьях, сначала пробовал поступить в строительный университет, баллов хватало, но не сложилось. Друзья-геологи посоветовали идти к ним, потому что я с детства любил походы.
У нас в Новосибирске в Сибирском геофизическом колледже был выбор: учиться на геофизика либо на метеоролога. Я решил пойти на метеоролога, поучиться, чтоб год не терять, а потом опять поступать в строительный университет. Но за время учебы мне как-то понравилось, решил попробовать поработать по профессии.
Привлекло еще и то, что работать предстоит где-то далеко-далеко, где нет людей и цивилизации. Хотел на Север, поэтому отправил резюме в Мурманское и Северное управления Росгидромета. Ответили с Северного УГМС, поэтому в 2017 году, как закончил учебу, приехал в Архангельск на стажировку, а оттуда направили на МГ-2 Марресаля.
– Вы помните свои первые впечатления от Арктики?
– Когда только приехал на станцию было удивление, что вот эта природа, арктические пейзажи, которые раньше видел на картинках, теперь – вживую. Не ожидал увидеть в Арктике столько металлолома, оставшегося от советского прошлого. Радует, что сейчас начинают реализовывать экологические проекты по вывозу этого мусора.
Поначалу было непривычно, что нет людей, не всегда присутствует связь. Снабжение, доставка продуктов – раз в год. Я люблю зиму, поэтому может и люблю Арктику, но со временем, когда зима долгая, конечно, устаешь от однообразных снежных пейзажей, холодов и метелей. Например, в этом году зима была холодная, снег растаял только в июне. А летом тут классно, тундра оживает. Иногда даже купаемся в Карском море.
– Что входит в круг ваших обязанностей на станции?
– Мы занимаемся сбором метеорологических данных, ведем гидрологические и агрометеорологические наблюдения. Еще актинометрия и радиация.
Каждые три часа техник-метеоролог отправляет сводки с информацией. Туда входят такие показатели, как дальность видимости, облачность, высота облаков, температура воздуха, давление, атмосферные явления и многое другое. Также передаем данные о температуре почвы, состоянии ее поверхности.
Проводим гидрологические наблюдения, измеряем температуру, соленость и плотность морской воды, летом оценивается также волнение на море. Зимой проводим наблюдения за льдом, снегосъемку. Весной – отбор пробы снега радиацию и многое другое.
Помимо основных служебных обязанностей есть работа по быту: обслуживание дизель-генераторов, привоз воды, ремонт зданий. Всего понемногу.
– Автоматика облегчает работу метеорологам?
– Сейчас автоматические метеорологические комплексы (АМК) стоят на метеостанциях практически по всей России. У нас на станции несколько лет назад было установлено новое оборудование – АМК «Альмета». Конечно, он очень облегчает работу метеорологам, так как большинство данных снимает автоматика, проводит все вычисления. Но без специалиста на метеостанциях пока не обойтись, нет такого оборудования, которое делало бы все необходимые наблюдения без человека. А если и есть, то за ним все равно нужно следить, так как у автоматики бывают сбои.
– С какими сложностями приходится сталкиваться?
– Сама работа в плане наблюдений не вызывает трудностей. Поначалу что-то казалось сложным, не все получалось, но со временем освоился. Разве что в сильный мороз или плохую погоду бывает непросто проводить наблюдения или работы на улице. Основные проблемы, конечно, связаны с недостатком финансирования. Если что-то на станции ломается, котлы, дизеля, насосы и так далее, не всегда есть какие-то необходимые запчасти. Приходится что-то выдумывать, ремонтировать, иногда на свои средства закупать какие-то материалы. Хотя сама работа метеоролога мне нравится, но хотелось бы, чтобы финансирование гидрометслужбы и снабжение станций улучшилось.
– Не секрет, что работа в Арктике, на труднодоступной станции зачастую связана с риском. Приходилось ли вам попадать в необычные или даже опасные ситуации?
– Запомнилась первая встреча с белым медведем. Во время ночного дежурства вышел на улицу чтобы посмотреть облачность, атмосферные явления, но вместо этого увидел трех мишек недалеко от входа. Я разбудил начальника, вышли посмотреть вместе, открываем дверь, но медведей уже не видно. Мы вышли на крыльцо и тут из-под модуля выглядывает голова медведя, а потом он сам – и как прыгнет! Мы забежали в здание, взяли ракетницы и вышли с другой стороны, постреляли в воздух – и мишки убежали. Вообще, у нас не так часто приходят медведи, в основном с августа по октябрь. Но год на год не приходится: бывает одного увидим, бывает несколько, а случалось, что и вообще не приходили. В прошлом году было много, а в этом пока только один приходил.
– А собаки помогают отпугивать медведей?
– Вообще помогают. Но сейчас на станции только одна собака, причем она сама к нам прибежала, видимо, с вахтового поселка Бованенково. Это примерно 100 км от станции. Назвали Геральт, в честь героя фэнтези, потому что белого окраса – Геральт из Ривии, отважный Ведьмак, белый волк. Кто знает – тот поймет. Правда наш Геральт оказался не таким уж отважным. Увидел медведя – испугался. Зато смело гоняет всю остальную живность: чаек, гусей, зайцев, песцов.
– Как отдыхают полярники на станции?
– В свободное время смотрю кино, сериалы. Здесь на станции научился сварке, поэтому иногда делаю что-нибудь из металлолома. Так как я заочно учусь в РГГМУ, то делаю задания по учебе. Учиться осталось последний год, поэтому сейчас пишу дипломную работу о тенденциях изменения гидрологии Карского моря при потеплении климата.
– Расскажите о своих коллегах. Что самое важное при работе в маленьком коллективе на краю света?
– Помимо меня на станции сейчас работают техники-метеорологи Матвей Парангуй и Татьяна Лямкина. Оба – хорошие специалисты. Коллектив у нас молодой, живем дружно. Нужно уважать друг друга, помогать, быть терпимее. Тогда все будет в порядке.
Источник: Северное УГМС.