Развитие арктических территорий обсудили на ПМЭФ
10 июня 2024 г.
7 июня в ходе Петербургского международного экономического форума состоялась дискуссия «Арктический план. Международный аспект».
«Динамика развития СМП для всех очевидна: рост за 12 лет – 36 раз, с 1 млн тонн до 36 млн тонн. Планы, уже проинвестированные компаниями по производству товаров, которые нужно будет вывести по СМП, – 2 млрд тонн за следующие 12 лет. Это целый пласт экономики, который стоит более 100 триллионов рублей в сегодняшних ценах, которые только налоговых поступлений в России должны обеспечить 20 триллионов рублей», – рассказал министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков. Глава арктического министерства отдельно отметил, что на этом фоне важно приложить все усилия, что люди в Арктике жили в достойных условиях, в удобных и комфортных городах, и работа в этом направлении уже ведется.
По словам губернатора Архангельской области Александра Цыбульского, сегодня приняты все необходимые решения для того, чтобы трассу Севморпути можно было эффективно использовать в круглогодичном режиме. Ключевым фактором в этом вопросе является ледокольный флот. «К 2030-му году мы будем полностью обеспечены суперсовременным ледокольным флотом, который сможет сделать этот маршрут, как это принято говорить, горячим. Он будет круглый год ходить. Но самое главное, чтобы к этому моменту наша береговая инфраструктура не оказалась "бутылочным горлышком". Здесь, конечно, важнейшее направление – это развитие наших портов», – сказал Александр Цыбульский.
В Арктике создается каждый шестой рубль нашей экономики, отметил специальный представитель Госкорпорации «Росатом» по вопросам развития Арктики, заместитель председателя Госкомиссии по развитию Арктики Владимир Панов. Наблюдается активный промышленный рост, но экономика также должна развиваться. По мнению представителя госкорпорации, освоение Арктики должно осуществляться через экосистему, включающую четыре равновесных элемента – минерально-сырьевую базу, энергетику, логистику и международное сотрудничество. «Этот "квадрат", который имеет в своих углах четыре элемента, по сути, будут точкой опоры и отсчета на ближайшие десятилетия», – добавил эксперт.
На трассе Северного морского пути начинает набирать обороты деятельность зарубежных компаний. В частности, идут рейсы из портов Китая. Компания NewNew Shipping Line – один из первых иностранных контейнерных операторов, который начал регулярные рейсы по Северному морскому пути. В прошлом году таких рейсов было семь, в навигацию этого года планирует значительное увеличение перевозка из портов Архангельск и Санкт-Петербург в порты Юва и обратно. Представители компании считают СМП важной транспортной артерией с высокой коммерческой отдачей.
«Это путь создает благо и благосостояние всему миру. При поддержке России, Китая и Росатома, компания NewNew Shipping Line в качестве первой логистической компании в 2023 году запустила семь маршрутов. Для нас это очень значимый проект в рамках СМП», – отметила в своем выступлении президент холдинга LDK Шанхай, председатель NewNew Shipping Line Фан Юсинь.
По ее словам, Китай возлагаем большие надежды на Северный морской путь, и в ближайшей перспективе планирует развивать сотрудничество и увеличивать объем грузоперевозок по арктическим морям. «Колесо мировой торговли развивается большими темпами и, благодаря СМП, мы сможем ускорить этот процесс. Для этого нужно идти в ногу со временем и прикладывать все необходимые усилия. Мы уже вошли в историю и надеемся, что сможем сделать еще больше. Для нас это миссия эпохи, миссия нашей страны. Совместными усилиями мы сможем это сделать. Надеемся, что еще больше партнеров смогут войти в это путь и стать главными и важными участниками этого эпохального развития», – подчеркнула госпожа Фан.
По словам представительницы Китая, на текущий год ее компания планируется запуск рейса из порта Архангельска, который получит название «Арктический экспресс №1» и соединит основные порты Китая – Шанхай и Нинбо, через весь север до Архангельска. Далее по железной дороге грузы пойдут до основных городов центральной России – Москвы и Санкт-Петербурга. Планируется осуществить всю эту перевозку в течение 25–27 дней.
Активизация навигации и создание инфраструктуры в Арктическом регионе невозможно без учета климатических изменений и пристального внимания к экологической безопасности проводимых работ, заявил в ходе дискуссии директор Арктического и антарктического научно-исследовательского института Александр Макаров. По его словам, новая инфраструктура в Арктике будет располагаться в зоне многолетнемерзлых пород, и без качественных прогнозов изменения криолитозоны в условиях глобального потепления невозможно выстраивать планы на десятки лет вперед. Также с активизацией навигации важно уделить пристальное внимание экологическому мониторингу акватории Северного морского пути.
Эксперты также обсудили возможности расширения взаимодействия с зарубежными коллегами и работе Арктического совета – центральной международного организации сотрудничества в Арктике. В прошлом году Россия завершила председательство в Совете, передав полномочия Норвегии.
«В перспективе роль Арктического совета будет определяющей, тем более что уже шесть рабочих групп возобновили сотрудничество. Думаю, что в ближайшее время мы вернемся к нормальному и понятному диалогу», – выразил надежду Александр Макаров.
«В совете, где сейчас председательствует Норвегия, Россия является полноправным членом. Все компании из этих стран пристально смотрят и понимают важность Северного морского пути и увеличение количества перевозимых грузов. Мы также видим, как сейчас развивается инфраструктура. У нас глобальные цели, и мы уверены, что в дальнейшем сотрудничество будет развиваться и активизироваться», – заявил исполнительный директор Арктического экономического совета Мадс Квист Фредериксен. Он также отметил, что все больше транспортных компаний обращают внимание на Северный морской путь и сотрудничество на этом маршруте должно расширяться.
Источник: ААНИИ.
Читайте также:
Метки: Северный морской путь