В дальнейшем ученые планируют составить первую в мире 3D-карту, где будут отражены массированные выбросы и на какой глубине они находятся. Кроме того, в течение года участники экспедиции исследуют полученные осенью образцы газов, воды и биоматериалов, чтобы определить, какие изменения произошли за год и по каким причинам.
Испытать новые технологии
Экспедиция 2020 года также позволила испытать новые технологии для ученых в реальных арктических условиях. Например, ученые Томского государственного университета (ТГУ) смогли применить в арктических широтах свою разработку - цифровую погружаемую голографическую камеру (DHC-камера). Она позволяет исследовать планктон и другие организмы в естественной среде обитания, не отбирая пробы и при этом получать результаты сразу на месте.
"Наша голографическая камера позволяет, не воздействуя на планктонные организмы, - они остаются в воде - получить как бы "оптический слепок" пробы воды объемом до 1 литра. Оперативные данные о концентрации частиц мы можем получить в режиме реального времени, а более детальные исследования о видовом разнообразии провести в лабораторных условиях. Биоразнообразие и количество планктона позволяет судить о промысловых запасах рыбы, а состояние планктона в целом о состоянии экосистемы акватории, в том числе с целью ранней диагностики неблагоприятных экологических ситуаций", — сообщил один из участников экспедиции, сотрудник лаборатории радиофизических и оптических методов изучения окружающей среды ТГУ Алексей Ольшуков.
Кроме планктона, в ходе экспедиции с помощью DHC-камеры удалось провести эксперимент и зарегистрировать выходящие на поверхность мелкие пузырьки газогидратных сипов размером до 100-300 микрометров (в три раза меньше миллиметра). "Мы смогли зарегистрировать пузырьки газогидратов в области, где они выходили на поверхность. Далее мы планируем разработать методику, которая позволит размещать устройство в области сипа и оценивать особенности планктона, концентрацию и средний размер пузырьков. Эту работу мы планируем делать совместно с Тихоокеанским океанологическим институтом Дальневосточного отделения РАН", — отметил он.
Обучение молодых кадров
По словам Семилетова, российская Арктика — уникальный полигон для научных исследований за счет своих экосистем, и по числу публикаций о них РФ существенно опережает зарубежных коллег. Экспедиции в Арктику в том числе позволяют работать молодым российским ученым. Так, на "Келдыше" работали сразу семь аспирантов Томского политехнического университета (ТПУ). Они изучали химический состав почвы и воды.
"Итоговая цель проекта была — вырастить молодых ученых, которые этим (работой в Арктике) и занимаются. Мы будем сравнивать (на основе отобранных проб) состав осадков, состав воды в тех областях, где был выход метана и где не было выхода метана. И найдем отличия, чтобы понимать, где была разгрузка метана, а где нет. Разгрузка метана - не постоянный эффект, она прекращается. А так мы будем иметь полную картину, был в той или иной зоне в прошлом выход метана в атмосферу или нет", — сообщил кандидат геолого-минералогических наук, доцент отделения геологии ТПУ Алексей Рубан.
Он уточнил, что ученые томского вуза рассчитывают продолжить изучение состава воды и донных отложений в следующем году, так как ежегодно (на основании предыдущих результатов) нужно проводить разные анализы, а также исследовать каждый раз новые области.
Об экспедиции 2020 года
Всего в состав экспедиции этого года вошли около 70 участников из 10 стран, от России работали ученые МГУ, МФТИ, Сколковский институт науки и технологий, Томский государственный университет, Томский политехнический университет, Северный Арктический федеральный университет (САФУ).
Главными задачами экспедиции стали изучение состояния подводной мерзлоты в арктических морях и наземной мерзлоты на побережье. Она стала единственной международной экспедицией, выполненной в 2020 году в условиях тяжелой эпидемиологической ситуации и ограничений по пересечению границ России и других стран.
Источник: ТАСС