ФАНО модернизирует систему управления научным флотом
В 2012 году научно-исследовательское судно (НИС) "Академик Николай Страхов" отправилось в экспедицию, которая чуть не закончилась трагически для всего научного флота России, а именно — потерей НИСа и большими долгами. В августе 2013 года судно потеряло ход из-за аварии гребного вала в Индийском океане, но необходимый ремонт был произведен только в 2015 году. Лишь 21 января 2016 года "Страхов" наконец-то вернулся в Калининград. Итогом ситуации вокруг "Академика Николая Страхова" стало решение о создании новой программы развития научного флота под управлением Федерального агентства научных организаций (ФАНО).
22 января пресс-служба ФАНО сообщила о своем намерении реорганизовать саму суть эксплуатации научных судов и лишить научно-исследовательские институты полномочий по управлению научным флотом. "История с судном "Академик Николай Страхов" показала, что пришла пора в корне пересмотреть подход к эксплуатации научных судов. Необходимо, чтобы флот управлялся из единого центра, а за его обслуживание отвечали профессионалы. Ситуация, когда за корабль отвечает научно-исследовательский институт, доказала свою неэффективность. Зачастую у научной организации нет ни ресурсов, ни соответствующих компетенций для надлежащего содержания судна", — прокомментировал ситуацию первый заместитель руководителя ФАНО Алексей Михайлович Медведев.
Уже 25 января созданный для формирования и реализации планов морских экспедиций Совет по гидросфере Земли при ФАНО утвердил концепцию создания центра коллективного пользования для научно-исследовательских судов, что является частью проекта ФАНО по модернизации системы управления научным флотом. Такой единый специализированный центр будет отвечать за ремонт, содержание судов и за своевременное и безопасное обеспечение морских экспедиций, что облегчит для ученых подготовку и проведение исследований. "Наличие в системе ФАНО России единой системы управления флотом позволит обеспечить безбарьерный доступ к исследовательской инфраструктуре, как для академических институтов, так и для вузов", — сообщили в пресс-службе Агентства.
Подводя итог, стоит сказать, что позитивная динамика в решении этого вопроса уже наблюдается. Это проявляется как в том, что ученым и руководству ФАНО удалось прийти к единому мнению относительно новой системы управления, так и в увеличении финансирования научного флота. "Спасая судно, мы смогли доказать в правительстве, что научный флот нуждается в новом подходе. В 2016 году на обеспечение морской деятельности с использованием научного флота России выделено 700 млн рублей. В новейшей истории это беспрецедентная сумма. Благодаря этому мы сможем в текущем году нарастить экспедиционные мощности в 4 раза", — отмечает А. М. Медведев.
А. Павленко (по материалам из открытых источников)
Сопутствующие линки: