Систему армирования льда в арктических регионах разрабатывают сотрудники Алтайского государственного технического университета (АлтГТУ), в перспективе разработка может применяться для зимних переправ в Алтайском крае.
«Конечная цель исследования — получить материал, который лучше армирует лёд, делает структуру более крепкой, изменяет механизм разрушения, позволяет определиться со схемой армирования, то есть с геометрией — как инородные элементы будут во льду располагаться и при каком варианте будет более эффективное распределение. У нас есть посёлки и деревни в крае, которые ждут становления льда, чтобы связываться с Большой землёй, и [арктические разработки] можно там применять. То есть при создании ледовых переправ намывать лёд, делать его армированным, усиливать — это одна из проблем, которую мы могли бы решать для Алтайского края», — сообщила начальник научного управления, кандидат технических наук АлтГТУ Елена Ананьева.
Она отметила, что существуют исследования, при которых лёд армируется специальными тканями, непрерывными волокнами из композиционных материалов. Алтайские учёные исследуют возможность комбинированного направления: при армировании льда сочетать непрерывные волокна и дисперсные наполнители, в том числе нанодисперсные. При первичных исследованиях в вузе прочность льда удавалось повысить максимум в три раза, но, по словам Ананьевой, ключевой аспект работы — изменение механизма разрушения льда, именно для этого создаются различные методы армирования. По словам Ананьевой, значение имеет сезон: если зимой при треске льда понятно, что находиться на нём опасно, то весной его структура более пористая, он напитан водой и отследить момент разлома сложнее.
В разработке в качестве армирующих элементов созданы армирующие волокна — углеродные, стеклянные, волокна на основе полиэтилена. Алтайские учёные исследуют, как лучше их расположить, в каком виде применить — ткань, лента, тесьма, одиночные волокна, это могут быть и химические добавки.
«В Арктике жилые строения, складские помещения, посадочные площадки для беспилотных, пилотируемых транспортных средств — все на льду. Методы армирования в первую очередь делаются для изменения механизма разрушения льда. То есть, если лёд без армировки, усиления, он просто будет разрушаться, трещина пронизывает всю толщину льда, это может привести к тому, что транспорт провалится», — пояснила представитель АлтГТУ и добавила, что если лёд армируется, то происходит изменение механизма разрушения — трещины не так быстро распространяются, разрушение происходит ступенчато, возникает время для эвакуации и ликвидации более серьёзных последствий.
Источник: Arctic.ru