Молодые специалисты самого разного профиля — от моряка и летчика до менеджера и программиста — востребованы в Арктике, поскольку этот регион вступает в фазу активного развития. Об этом рассказал ректор Государственного университета морского и речного флота (ГУМРФ) имени адмирала С. О. Макарова Сергей Барышников в Петербурге на конференции "Перспективы трудоустройства выпускников образовательных учреждений по обеспечению инфраструктуры Северного морского пути".
"Северный морской путь должен активно работать. И это не только суда. Нужны и гидротехники, и портовики, и экономисты, и юристы — все, кто обслуживает флот. И наши специалисты там тоже будут востребованы. Наша практика ведется во взаимодействии с производством. По данным Международной морской организации, средний дефицит моряков в мире составляет 10%, а у нас в России эта цифра еще больше. Программа по строительству новых судов показывает, что моряков недостаточно. К нам обращаются судоходные компании с просьбой целевого обучения. Молодые специалисты в Арктике уже востребованы, эта потребность будет только нарастать. Все будут трудоустроены, мы им поможем в этом", — сказал он.
Барышников добавил, что в морских колледжах и университетах Петербурга много хороших современных учебных тренажеров. Они позволяют подготовить студентов таким образом, чтобы они без труда могли применять знания на практике. 70% абитуриентов ГУМРФ приезжают из северных регионов. Они привыкли к суровому климату, что в дальнейшем позволяет им быстрее адаптироваться. Выпускники востребованы не только для работы на ледоколах, но и на крупнотоннажных судах, палуба которых сравнима с тремя футбольными полями. Сейчас ведется активное строительство таких судов, им потребуются большие экипажи.
По мнению главного специалиста отдела стратегического развития Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. профессора М. А. Бонч-Бруевича (СПбГУТ) Александра Морозова, список профессий, которые буду востребованы в Арктике еще шире. "В Арктике востребованы все специальности: и горнодобытчики, и нефтяники, и буровики, и транспортники, и грузоперевозчики. Арктика - отдельное государство, которое находится на территории России. В свое время Макаров сказал: "Если бы Россию сравнивали со зданием, то фасадом была бы Арктика". На этом фасаде присутствуют таблички абсолютно всех профессий. В ближайшее время Арктике будут очень нужны летчики, поскольку пока там не везде проложены автомобильные и железные дороги. И не везде их можно проложить, поэтому авиация станет наиболее перспективным направлением для развития", — уверен он.
Развитие телекоммуникаций в Арктике
Морозов считает, что отдельной темой стали телекоммуникации, поскольку без них современный мир себя уже не мыслит. Сейчас это не только телефон. Это еще и возможность навигации транспорта как речного, так и морского, обеспечение безопасности на Северном морском пути.
"Я считаю, что санкции нам вряд ли как-то повредят. Даже скорее наоборот. Россия - самодостаточная страна. У нас есть свои наработки практически по всему спектру телекоммуникационного оборудования. Сейчас они не столь популярны и не настолько конкурентоспособны по сравнению с мобильными телефонами из Кореи и США. Но если будут дополнительные санкции на гаджеты, то мы будем пользоваться своими, они не уступают по характеристикам и возможностям работы. Наши телефоны уже подготовлены к работе в 5G и 6G. Планомерная работа по развитию телекоммуникаций в Арктике идет более 6 лет", — добавил Морозов
Бизнес в Арктике
Президент Ассоциации "Единая логистика" Андрей Андреев рассказал, что бизнес уже давно выражает заинтересованность в том, чтобы начать развиваться в Арктике, а Петербург сыграет в этом важную роль. "Бизнес очень хочет в Арктику с прошлого года, когда у нас была торговая катастрофа на Суэцком канале, когда встало судно "Эвергрин" и перекрыло мировую артерию. После этого сигнал был очень сильный, но для освоения Арктики с точки зрения грузового оборота и грузового логистического коридора сейчас есть ряд мешающих факторов. Они связаны с техногенными пунктами, с экологией, их нужно решить. Можно сказать, что сейчас все стоят и ждут старт. Если рассматривать Петербург в качестве центра компетенции Северного морского пути, то это самая удобная точка для импорта и экспорта со стороны Европы и Азии", — сказал он.
По словам Андреева, сейчас ведутся переговоры с китайскими перевозчиками по проходу через Северный морской путь. Также очень много проектов по развитию инфраструктуры Северного морского пути. Сопровождающие порты по всему Северному морскому пути проходят стадии утверждения и развития. Ведутся работы по сталинскому проекту 51, который дублирует Северный морской путь по железной дороге. Сейчас будет ускоряться принятие решений по развитию Северного морского пути. В этом году будет принят ряд серьезных решений по подготовке инфраструктуры, по расчистке дна, также будет запущен цифровой центр дирекции Северного морского пути, откуда будут регулировать судоходство. Также предполагается изготовить три атомохода, они помогут в прохождении льдов. Прогнозы относительно таянья льдов дают надежду на круглогодичную навигацию.
"Мы начали говорить об электричке по Северному морскому пути, которая будет забирать груз в Петербурге, затем будет заходить в Тикси, Мурманск, Диксон, Петропавловск-Камчатский. Также это будет работать и в обратном порядке. Сейчас идет оснащение грузами судов, которые будут ходить по Северному морскому пути. Развитие этого проекта сейчас ускорилось. Мы отходим от понятия генерального (крупногабаритного груза) и переходим к контейнерным перевозкам, поскольку планируется освоение сурового региона нашей страны. Здесь опыт может уступить молодой энергии и молодым специалистам. Молодое поколение на ближайшие лет пять в этом направлении будет загружено и очень востребовано", — заключил Андреев.
Источник: ТАСС