Экстремальная погода и как ее изучают. Интервью с академиком РАН Владимиром Семеновым
27 августа 2024 г.
Директор Института физики атмосферы им. А. М. Обухова РАН академик РАН В. А. Семенов рассказал в интервью «Научной России» о том, как связаны учащение холодных зим в Европе и повышение температуры воздуха в Арктике, а также о многом другом.
– Одно из ваших исследований посвящено изучению механизмов аномально холодных зим в Евразии. Расскажите, пожалуйста, подробнее о причинах экстремальных морозов на материке.
– Это интересная тема. Я бы назвал эти морозы не экстремальными, а скорее аномальными. Суть в том, что температура на Земле повышается из-за глобального потепления. На протяжении XX в. она выросла примерно на 1 °C. Особенно сильно потепление ускорилось с середины 1970-х гг. И температура регулярно била рекорды до тех пор, пока в начале XXI в. на территории Европы вдруг не ударили аномальные зимние морозы, которые не наблюдались до этого в течение 50 лет. В качестве примера можно привести беспрецедентные холода в Англии в 2005 г. Явление затронуло и европейскую часть России. Подобные зимы были в 1960-е гг., но тогда они были привычны: например, в Москве температура воздуха на продолжительное время опускалась до –25 °C и ниже. Помню, когда я ходил в начальную школу, зимой нередко отменяли уроки из-за того, что температура снижалась до –30 °C.
Таким образом, получилось так, что, с одной стороны, массмедиа били тревогу из-за потепления климата и рекордно высоких температур, а с другой стороны, на европейских территориях – в Англии, Германии, на западе России – вдруг наступили аномально холодные зимы. Этот контраст дал повод воспрянуть скептикам, которые немедленно усомнились в реальности глобального потепления.
Однако наш анализ показал, что эти аномально холодные зимы были связаны с антициклоном, развивающимся зимой над южной частью Баренцева моря. Этот антициклон препятствует прохождению теплых воздушных масс с Атлантического океана в Европу и в дополнение к этому «закачивает» на европейскую территорию холодный арктический воздух.
Мы установили, что этот антициклон может быть связан с сокращением площади морских льдов в Арктике. Получается парадокс. В Арктике тают льды, поэтому сейчас в зимний период Баренцево море практически полностью свободно от ледового покрова и с его поверхности в атмосферу испаряется огромное количество тепла, из-за чего в Арктике становится, условно, очень жарко – примерно на 6–8 °C теплее, чем обычно. А в Европе, напротив, становится холоднее. Причина этих аномальных морозов – именно повышенная температура воздуха над Баренцевым морем, которая воздействует на атмосферную циркуляцию. Из-за того что там теплее, над северным морем возникают восходящие потоки воздуха, образующие подобие купола тепла, закручивающего воздух в антициклоническом направлении, по часовой стрелке. Возникающий антициклон блокирует перенос теплого влажного воздуха с Атлантики и, наоборот, заносит в Европу холодный воздух из Арктики. Это первое заключение, к которому мы пришли. Второй вывод, который мы сделали, заключается в том, что этот отклик атмосферы нелинейный. То есть когда мы «нагреваем» Арктику, у нас сначала возникает циклон, затем, как в настоящий период, – антициклон, а если ее совсем «разогреть», мы опять получим циклон.
Эти два интересных вывода, к которым мы пришли, впоследствии многократно обсуждались. Данной теме посвящено много статей. Получается, что у изменения климата есть и такие необычные последствия, когда учащение аномально холодных зим парадоксальным образом оказывается связанным с повышением температуры воздуха и сокращением площади морских льдов в Арктике.
С полным текстом интервью можно ознакомиться на портале «Научная Россия».
Метки: ИФА РАН