Мурманские учёные рассчитают риски для инфраструктуры в Арктике
16 апреля 2020 г.
Изучать и анализировать риски проявления опасных природных и техногенных явлений, которым подвергаются береговые зоны Арктики, начнут в этом году учёные из Мурманского арктического государственного университета (МАГУ). Работы по проекту Российского фонда фундаментальных исследований «Фундаментальные взаимосвязи и воздействие природных и техногенных рисков на арктические береговые эко-социо-экономические системы» уже начались.
Заметим, что проект актуален не только с научной, но и с экономической точки зрения, ведь основная хозяйственная деятельность в Арктике связана именно с морскими берегами. Чтобы все хозяйственные задачи выполнялись, необходима инфраструктура, причём вблизи или непосредственно на побережье. А риски при строительстве и эксплуатации сооружений инфраструктуры, да и жизни человека в целом на арктических берегах колоссальны и несравнимы с теми, которые существуют в береговых зонах более тёплых морей, отмечают исследователи.
«Россия ежегодно теряет около 11 квадратных километров площади за счёт того, что арктические берега размывает вследствие природных явлений. К этому нужно добавить риски усиливающейся антропогенной нагрузки: увеличение трафика судов, строительство предприятий (например, производства СПГ), рост портовых мощностей и т.д. Учитывая высочайшую уязвимость арктической экосистемы, даже малый выброс на предприятии и незначительная авария судна с утечкой топлива может привести к колоссальным последствиям — намного более критическим, чем в южных регионах», — отметил руководитель проекта Георгий Гогоберидзе, ведущий научный сотрудник Информационно-аналитического центра МАГУ, доктор экономических наук.
Отмечается, что работы по гранту будут вестись в течение трёх лет. На первом этапе участие в разработке принимают, помимо представителей МАГУ, учёные из Санкт-Петербургского госуниверситета, но в дальнейшем круг исполнителей будет расширяться. Конечная цель — разработать модель рисков арктического природопользования в береговой арктической зоне России на основе взаимосвязей природных и техногенных рисков. Это поможет предприятиям рассчитать риски и выгоду при принятии решения о том, где размещать инфраструктурные объекты и как минимизировать ущерб в случае проявления природных и антропогенных катастроф. При этом учёные планируют рассчитывать не только саму вероятность катастрофы, но и то, какой экономический ущерб возможен при неблагоприятном сочетании факторов.
Источник: The Arctic