НЭС «Михаил Сомов»: полвека на службе в высоких широтах

10 июля 2025 г.
Научно-экспедиционному судну «Михаил Сомов» Арктического и антарктического научно-исследовательского института исполнилось 50 лет.
8 июля 1975 года научный флот Ленинградского арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ) пополнился новым судном. В этот день на судне состоялся подъем государственного флага СССР. На торжества на судостроительную верфь Херсона прибыла группа ученых ААНИИ во главе с его директором А. Ф. Трешниковым. НЭС «Михаил Сомов» стал флагманом антарктических исследований ААНИИ Госгидромета.
Судно было названо в честь видного океанолога и полярного исследователя, Героя Советского Союза, начальника дрейфующей станции «Северный Полюс – 2» и первой Комплексной антарктической экспедиции Академии наук СССР Михаила Михайловича Сомова. Оно имело хорошие для своего времени технические характеристики: полное водоизмещение – 14185 т; длина – 133,1 м, ширина – 18,8 м, осадка в полном грузу – 9,16 м, грузоподъемность – 5436 т. Имелись помещения для 104 пассажиров. В качестве энергетической установки первоначально стояли четыре дизеля общей мощностью 7200 л. с., во время капитального ремонта в 1987 году их заменили двигателями финского производства (7420 л. с.). Максимальная скорость – 16,2 узла, дальность плавания – 12500 миль. Экипаж – 40 человек.
За годы свой работы НЭС «Михаил Сомов» преодолело десятки тысяч морских миль и стало участником бесчисленных научных открытий и героических событий в Антарктике и Арктике.
На протяжении 25 лет судно работало в составе экспедиционного флота ААНИИ и выполняло важные для страны задачи в Антарктике. Оно отправилось в свой первый экспедиционный рейс к Южному полюсу осенью 1975 года в составе 21-й Советской антарктической экспедиции. Это событие стало началом его удивительной истории.
На борту НЭС «Михаил Сомов» в Антарктиду доставлялись полярники и необходимое обеспечение для двадцати одной советской и российской антарктической экспедиций, организованных ААНИИ. Исследования ученых ААНИИ, проведенные на борту этого судна, внесли значительный вклад в понимание процессов, происходящих в полярных регионах нашей планеты, и в развитие мировой науки.
Особое место в истории судна занимает легендарный рейс 1985 года, когда «Михаил Сомов» оказался в ледовом плену у побережья Антарктиды. Этот 133-дневный дрейф стал настоящим испытанием для экипажа и полярников, спасших судно и продемонстрировавших невероятное мужество, выдержку и профессионализм.
В 2000 году НЭС «Михаил Сомов» передано Северному УГМС для работы в Арктике и ежегодно обеспечивает доставку снабжения российских научных экспедиций и труднодоступных станций Росгидромета по всей трассе Северного морского пути.
50 лет работы – это немалый срок, тем не менее судно продолжает свою работу. В канун юбилея «Михаил Сомов» успешно завершил очередной северный поход. НЭС доставило более 600 тонн грузов снабжения на 18 полярных станций Росгидромета, расположенных на побережье и островах Белого, Баренцева и Карского морей. Самой северной точкой маршрута стала станция Малые Кармакулы на архипелаге Новая Земля, а самой восточной – МГ-2 Марресаля на Ямале.
Сегодня НЭС «Михаил Сомов» снова готов к плаванию по Северному морскому пути!
Источник: ААНИИ.