Оттаивающая сокровищница: открывать осторожно!
18 июня 2019
Потепление делает «оттаивающую» Арктику очень привлекательной для запуска Северного морского пути и добычи баснословных ископаемых богатств на шельфе.
– Первые оценки Северного морского пути мы сделали больше десяти лет назад и выяснили, что к концу XXI века при умеренном сценарии человеческого воздействий на климат этот путь может более экономически выгодным, чем даже Южный, через Суэцкий канал, – рассказывает научный руководитель Института физики атмосферы имени Обухова РАН Игорь Мохов. – Сейчас навигационный период по Северному пути увеличивается на двое суток за год. Но важно, что при общем тренде глобального потепления возможны периоды – десятилетия – похолодания. Это нужно учитывать. Наметилась и тенденция увеличения к середине века неоднородного морского волнения, в будущем оно может помещать работам на шельфе.
Адаптация и человечества, и экосистем к меняющемуся климату – настоящая проблема, ведь пока наши знания фрагментарны.
– Адаптация – часть устойчивой политики социально-экономического развития, – говорит директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Борис Порфирьев. – Это снижение рисков, связанных, прежде всего, с таянием вечной мерзлоты. Причем затраты на адаптационные мероприятия при строительстве зданий, трубопроводов и прочего – всего три процента от того, что нужно вложить в само строительство.
Но приспособиться к новой Земле без сокращения выбросов углерода в атмосферу невозможно. По Парижскому соглашению, к 2070-му их предполагают свести к нулю.
– Сейчас соглашение подписали 196 стран, – поясняет исполнительный секретарь Рамочной конвенция ООН об изменении климата Патрисия Эспиноса Кантельяно. – У общества, у политиков все больше понимания и осознания этой проблемы. Но еще много предстоит сделать, чтобы выполнить условия соглашения.
Один из способов замедлить «оттепель» в Арктике – сократить выбросы черного углерода. Например, перевести морские суда с привычного нефтяного топлива на газ. Еще один рычаг – снизить химическое загрязнение воды или нейтрализовать затонувшие радиоактивные атомные подлодки. По отдельности все негативные факторы не так страшны, но вместе они не дают экосистеме Арктики адаптироваться быстрее.
– Разработка новых месторождений, Северный морской путь... Откровенно говоря, от этого просто нужно воздержаться, – считает директор Института глобального климата и экологии имени академика Израэля Анна Романовская. – Малейшая катастрофа – и восстанавливать арктическую экосистему мы будем очень долго, если еще восстановим. Прежде чем начинать освоение, нужно усовершенствовать технологии и ввести нормирование использования пути. Россия могла бы выступить лидером в экологической безопасности Арктики.
По материалам открытых источников