Протайка вечной мерзлоты увеличивается на два сантиметра в год
09 июля 2020 г.
Потепление климата и таяние вечной мерзлоты в северных регионах России могут повлиять на состояние инфраструктуры, но имеющийся уровень мониторинга и современные технологии строительства позволят своевременно реагировать на происходящие изменения. Об этом рассказал старший научный сотрудник Северо-восточной научно-экспериментальной станции в посёлке Черском Тихоокеанского института географии ДВО РАН Сергей Давыдов.
«Мы проводим исследования более 30 лет — с 1990 года. Например, концентрация углекислого газа в атмосфере изменилась с 360 до 410. Значительно выросло количество метана в атмосфере. Это данные газовых анализаторов. Мерзлота потеплела довольно серьёзно — на градус, кое-где на два градуса за десятилетие», — отметил он.
По словам учёного, в вечной мерзлоте летом в зависимости от ландшафта оттаивает небольшая толща грунта. Если раньше этот показатель не превышал метра, сейчас он местами уже больше — в среднем отмечается увеличение протайки на два сантиметра в год. При этом толщина льдов уменьшилась, а количество снега (осадков) растёт, повышается влажность, и, соответственно, грунт не так сильно выхолаживается зимой. В мерзлоте образуются термокарстовые озёра. Также отмечается рост числа лесных пожаров.
«Среднегодовые температуры изменились. Влажность стала выше, отмечается большее количество осадков. Для нас это прежде всего влияние на инфраструктуру. Требуется больше денег, чтобы поддерживать и тщательно за этим следить, — отметил Сергей Давыдов. — Инфраструктура, нефтепроводы находятся "под прессом". На Аляске подсчитали, что ежегодно на устранение последствий таяния мерзлоты до 2030 года нужно порядка 3-6 миллиардов долларов».
И хотя в России существуют более современные и продвинутые технологии строительства на мерзлоте — многие дома строятся на теплоизолирующей подушке, а не на земле, сегодня эти подушки также подвергаются риску.
По словам Сергея Давыдова, у потепления есть и свои плюсы. Например, климат станет более комфортным, отопительный сезон сократится, уменьшатся затраты на снабжение рабочих мест. Сокращение льдов в Арктике — это плюс судоходству: можно с малыми затратами возить на запад через Северный морской путь дальневосточную рыбу.
С другой стороны, таяние льдов в Арктике грозит увеличением количества штормов в районах шельфов. Но уже сегодня все крупные компании, работающие в регионе, а также различные группы учёных занимаются мониторингом процессов потепления, чтобы избежать разрушения инфраструктуры.
«Это всё отслеживается. Специальные службы делают это на нужном уровне, готовят прогнозы, и крупные компании занимаются этим. Сейчас развит космический мониторинг. К тому же все нефтепроводы строили с запасом прочности на 20-30 лет, все риски учитывались. Просто сейчас это (обслуживание инфраструктуры — прим. ред.) становится более затратным», — уточнил Сергей Давыдов.
Источник: The Arctic.ru