Разработка учёных СО РАН поможет создать топливо, устойчивое к экстремальному холоду
26 января 2024 г.
Сотрудники Института химии нефти СО РАН приступили к созданию катализаторов. Они должны улучшить низкотемпературные свойства отечественного дизельного топлива.
«Разработка качественных российских катализаторов различного назначения для нужд нефтехимии является одной из важнейших задач для обеспечения технологического суверенитета страны. Сейчас активно ведется освоение арктических территорий, в связи с этим одной из актуальных тем становится обеспечение транспорта, различных механизмов горючим, которое сможет обеспечить их бесперебойную работу при экстремально низких температурах», – отмечает руководитель научной группы А. С. Акимов.
Основным фактором, ухудшающим низкотемпературные свойства топлива, является высокое содержание нормальных алканов, из-за чего, например, топливо в некоторых случаях начинает кристаллизоваться уже при минус десяти градусах. Имеется целый спектр технологий, позволяющих избежать этого, однако многие из них имеют ряд существенных недостатков: прежде всего, дороговизну и уменьшение выхода самого топлива.
Удалить нормальный алкан из топлива позволит специальный катализатор, состоящий из двух компонентов. Первый компонент – это карбид молибдена, который по своим гидрирующим функциям не уступает соединениям из благородных металлов (платины, палладия и др.), и при этом намного устойчивее к дезактивации гетероатомными углеводородами. Второй компонент – это цеолиты ZSM-5, один из двух видов цеолитов, выпускаемых в России в промышленных масштабах.
Новый катализатор протестируют на различном сырье, после чего его можно использовать при разработке новых отечественных марок зимнего и арктического дизельных топлив.
Источник: ИХН СО РАН.
Метки: СО РАН