Развитие логистики в АЗРФ обсудили на форуме «Арктика – Регионы»
8 августа 2024 г.
В рамках II форума «Арктика – Регионы», который проходит 8–9 августа 2024 года в Архангельске, состоялась панельная дискуссия на тему «Логистика в Арктике».
Представители власти, бизнеса и экспертного сообщества в ходе дискуссии обсудили приоритетные направления модернизации и реконструкции транспортно-логистической отрасли Арктики, рассмотрели актуальные вопросы разработки и внедрения инновационных технологий и предложили варианты решения существующих задач. В сессии приняли участие представители Минвостокразвития России, Министерства экономического развития России, правительства Архангельской области, Госкорпорации «Росатом», Российского экспортного центра.
Модератором сессии выступил руководитель практики стратегического и операционного консультирования «Технологии Доверия» Михаил Баженов. Он отметил, что сегодня назрела необходимость разработки и применения целого комплекса мер, направленных на развитие и повышение эффективности имеющейся логистической инфраструктуры, в том числе и повышение использования нового транспортного коридора – Северного морского пути.
«Развитие логистики в Арктике завязано на комплекс мер инвестиционного, регуляторного и операционного характера. Очевидны достигаемые результаты в реализации крупных инвестиционных проектов – таких, как порт Лавна, проекты СПГ, Баимки, ввод новых ледоколов и ряда других проектов, а также запуск новых железнодорожно-морских маршрутов ГК "Росатом". Важными направлениями для дальнейшей проработки участниками сегодняшней сессии являются решение вопросов операционного характера в части увязки видов транспорта, прозрачного и конкурентного тарифобразования, выстраивания расписаний рейсов и своевременной их загрузки, дальнейшее развитие систем безопасности морских перевозок, навигации и развития кадрового потенциала, а также опережающее внедрение цифровых технологий наряду с развитием грузового флота ледового класса Arc 4 и выше», – отметил Михаил Баженов.
Про актуальные задачи развития арктической логистики и прогнозном грузопотоке рассказал Максим Данькин, генеральный директор АНО «Экспертный центр – Проектный офис развития Арктики».
«Важными векторами развития логистики в Арктике являются направления, связанные с обеспечением более глубокой интеграции СМП в единую транспортную систему Российской Федерации, в международные транспортные коридоры (в т. ч. "Север-Юг", восточное направление). Это развитие мультимодальных транспортно-логистических узлов, подводящей к ней транспортной инфраструктуры, в том числе – увеличение пропускной способности действующих железных дорог и строительство новых железнодорожных маршрутов, развитие автодорожной инфраструктуры, формирование и развитие смешанных речных и морских маршрутов, позволяющим использовать транспортных потенциал северных рек, а также развитие сети аэродромов и посадочных полос в Арктической зоне Российской Федерации», – сказал Максим Данькин.
Руководитель проекта дирекции Северного морского пути Госкорпорации Росатом Сергей Чемко рассказал о роли ГК Росатом как единого окна по эксплуатации и развитию СМП, а также о проблематике каботажных рейсов и северного завоза.
Сегодня выстраивание полноценной и конкурентоспособной транспортно-логистической системы невозможно без создания интермодальных хабов, которые призваны обеспечить стыковку сетей различных видов транспорта и повышение эффективности процессов консолидации, обработки и распределения грузопотоков. Планируется, что одним из таких интермодальных хабов станет новый глубоководный район Архангельского порта.
С целью стратегического развития Архангельского транспортного узла правительство Архангельской области, Сбер и ГК «ЕВРОСИБ» подписали соглашение о сотрудничестве на ПМЭФ-2024. Дмитрий Равикович, заместитель генерального директора по экономике и финансам АО «ЕВРОСИБ СПБ-ТС» и Дмитрий Юрков, представитель губернатора Архангельской области по развитию Арктики сообщили, что в рамках соглашения планируется подготовка и реализация инвестиционного проекта по строительству нового глубоководного района морского порта Архангельск на принципах ГЧП.
Развитие транспорта без внедрения инноваций – труднодостижимая задача. Так, флагманский проект Минэкономразвития России по развитию беспилотных технологий будет в том числе направлен и на освоение Арктики. Об этом рассказал Владимир Волошин, директор Департамента цифрового развития и экономики данных Минэкономразвития России.
«Более 120 компаний тестируют беспилотные технологии – как наземные, так и авиационные. Апробация происходит в рамках 13 экспериментальных правовых режимов. Результаты уже сейчас исчисляются миллионами километров, пройденных в беспилотном режиме, мы видим эффективность данных технологий в логистике, перевозке пассажиров, авиационных работах, включая воздушную съемку, мониторинг и другие направления. Уверен, данные технологии необходимо применять и в Арктической зоне – сделать это можно путем установления новых ЭПР, а также расширения территорий действующих. Внедрение беспилотных технологий позволит существенно улучшить экономику Арктических проектов», – сказал Владимир Волошин.
Андрей Миронов, руководитель представительства АО «Российский экспортный центр» в Санкт-Петербурге, в своем выступлении сказал: «Северный морской путь является перспективным направлением. Расширяя его использование, можно существенным образом сократить время доставки грузов из европейской части России на рынки дружественных стран азиатского региона. Именно поэтому мы видим большие перспективы у этой транспортно-логистической артерии и будем помогать экспортерам, которые будут ее использовать».
Панельная дискуссия «Логистика в Арктике» прошла в преддверии ВЭФ–2024. Вопросы, связанные со стратегическим развитием транспортно-логистической отрасли России, а также пути внедрения новых технологий для повышения эффективности отрасли будут детально обсуждаться в рамках рабочей программы Восточного экономического форума.
Источник: Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики.
Метки: Северный морской путь, транспорт