Сотрудники томского Института оптики атмосферы им. В.Е. Зуева Сибирского отделения РАН (ИОА СО РАН) в 2020 году начнут исследования климата арктической зоны России при помощи единственного в РФ научного самолета.
Ученые, в частности, замерят количество выбросов метана и других парниковых газов из-за таяния вечной мерзлоты в арктическом шельфе, рассказал директор института Игорь Пташник президенту РАН Александру Сергееву.
"Самолет над Арктикой в следующем году планируем. Из-под шельфов происходит выделение метана, все более и более сильное. Пока оно влияет слабо (на климат), но тем не менее показывает, что здесь повышенная концентрация метана. Согласно математическим моделям, больше всего метана должно выделяться в районе экватора, но он выделяется в районе нашей Арктики", - сказал Пташник, представляя проект посетившему институт Сергееву.
Как пояснил один из участников проекта, сотрудник ИОА СО РАН Михаил Панченко, на двухгодичные исследования получен грант Минобрнауки РФ на сумму 80 млн рублей. "В Арктике мы уже делали полеты, но тогда была часть финансирования норвежского, французского, в 2014 году от французов прекратилось финансирование, и Арктика недоступна нам стала по деньгам", - сказал он.
Панченко добавил, что исследования позволят измерить выбросы парниковых газов из-за таяния вечной мерзлоты в арктическом шельфе, а также провести полноценный анализ атмосферного воздуха, что можно сделать только при помощи летательного аппарата.
"В Арктике все данные на вес золота. И на (морских) судах вы много не сделаете - это все разовое, очень дорогое и плюс это все "у пола", а по высоте, где все загрязнения идут, (данные) выпадают, а нужны достоверные данные, чтобы моделировать (изменения климата) и нужны регулярные данные. Атмосфера такая штука, что без регулярности измерений никак", - отметил он.
Глава РАН Сергеев, в свою очередь, отметил, что проект очень важен для России и всего мира. "Это может быть серьезно с точки зрения получения новых данных. Наука может сейчас предсказать совсем другое будущее и это один из самых первых (по важности) проектов", - сказал он.
О направлении средств гранта
Как уточнили ТАСС в пресс-службе Томского научного центра СО РАН, средства гранта пойдут на топливо и обновление материально-технической базы единственного в РФ самолета-лаборатории Ту-134 под названием "Оптик", который сейчас находится в распоряжении института. На борту воздушного судна появится не имеющий аналогов в России лазерный локатор для измерения вертикальных профилей метана. Кроме того, парк оборудования пополнится лазерным локатором для зондирования верхних слоев океана (с его помощью можно будет сравнивать процессы в верхних слоях океана и в атмосфере), новым сажемером и системой ГЛОНАСС-навигации.
Экспедиция стартует летом 2020 года - "открытая" вода позволит лучше изучить процессы газообмена между атмосферой и океаном. Маршрут длинной 25 км пролегает над пятью морями - Баренцевым, Карским, Лаптевых, Восточно-Сибирским и Чукотским.