В РАН заявили, что специалисты продолжат исследования морей в условиях санкций
Специалисты Института океанологии им. П. П. Ширшова РАН совместно с другими российскими организациями в условиях санкций продолжат исследования морей и океанов на научных судах, но сроки автономной работы экипажей без захода в порты и возможность пребывания в экономических зонах других государств станут ключевыми факторами при организации продолжительных экспедиций. Об этом сообщил ТАСС научный руководитель направления «Экология морей и океанов» института академик Михаил Флинт.«Планы по организации экспедиций в удаленные районы Мирового океана в связи с санкциями могут измениться, и очень существенно. Мы пока затрудняемся прогнозировать, как именно. Когда конфронтация стран затрагивает науку — это всегда очень неприятно», — сказал Флинт.
Он напомнил, что научно-исследовательские суда обладают ограниченной автономностью: участникам экспедиций необходимо пополнять запасы воды и продовольствия. В случае, если кто-то из членов экипажа заболевает, принимается решение о заходе в ближайший порт. В среднем автономность судов, в зависимости от класса судна, исследовательских задач и акватории, а также количества людей на борту, варьируется от нескольких недель до двух месяцев.
«Если мы не будем иметь возможности заходить в иностранные порты, работать в двухсотмильных экономических зонах других государств, то это существенно ограничит сроки и масштаб экспедиций. Пока будем планировать такие экспедиции, чтобы минимизировать или вообще исключить заходы не только в порты, но и территориальные воды недружественных стран. Все это, к сожалению, будет важным ограничивающим фактором при планировании экспедиций», — уточнил академик.
Экспедиции в 2023 году Согласно планам института, в следующем году российские исследователи будут изучать в Арктике особенности климатических процессов, биологической продуктивности и потоков вещества (прежде всего углерода) в морских экосистемах. Помимо этого, ученые намерены получить новые данные о нефтегазовом потенциале российского континентального шельфа Арктики.
«Мы также будем рассматривать проблему потоков углекислого газа и роль Арктики в этих глобальных процессах его поглощения и эмиссии. Кроме того, планируется изучить вопросы зависимости биологической продуктивности арктических морей от меняющегося в регионе климата. В частности — как влияют на эту важнейшую характеристику экосистем более ранний сход сезонного льда и изменение продолжительности периода «открытой воды», — уточнил Флинт.
Продолжение исследований захороненных в советское время на дне Карского моря контейнеров с радиоактивными отходами станет еще одним направлением экспедиционной работы института в новом году. Совместно с учеными НИЦ «Курчатовский институт», МЧС России и несколькими другими организациями авторы планируют уточнить параметры «накопленных экологических рисков» в этом районе, добавил ученый. Во время экспедиции в 2022 году в одном из районов Карского моря им удалось определить положение ранее утерянных контейнеров, оценить их точное количество и герметичность части из них, напомнил он.
Институт океанологии намерен в 2023 году организовать несколько коротких экспедиций в Балтийское море для изучения климатических и антропогенных процессов в водоеме и оценки влияния на экосистему новых видов-вселенцев. Специалисты научного центра также продолжат исследования климатических процессов в северной части Атлантического океана и особенностей его взаимодействия с водами Арктики.
В Атлантическом океане ученые также исследуют процессы формирования осадков. Помимо этого, россияне совместно с бразильскими коллегами продолжат изучение влияния стока Амазонки на прилежащие районы Мирового океана.
Институт сегодня использует научно-исследовательские суда «Академик Мстислав Келдыш», «Академик Николай Страхов», «Академик Борис Петров», «Академик Иоффе» и «Академик Сергей Вавилов». Они, в зависимости от класса, вмещают от 30 до 80 человек.
Академик уточнил, что реализация экспедиционного плана на 2023 год зависит от состояния научного флота, требующего своевременного ремонта и модернизации.
«Суда — как космические корабли: они требуют долгой кропотливой подготовки. При этом сроки многих экспедиций жестко привязаны к таким параметрам морской среды, как состояние ледового покрова, интенсивность стока рек и целый ряд других. Поэтому ремонт судов необходимо произвести заранее. Следовательно, наши исследовательские планы напрямую зависят от графика финансирования ремонтных работ», — заключил представитель института.
Источник: ТАСС