Владимир Маслобоев – о развитии в России собственной редкометальной отрасли
22 марта 2024 г.
Советник генерального директора Кольского научного центра РАН д.т.н. Владимир Маслобоев рассказал о сложностях, задачах и перспективах развития редкометальной промышленности, многие из объектов которой находятся в Арктической зоне.
Редкие и редкоземельные металлы (РМ и РЗМ) используются в сложнейших технологических процессах, ускоряют химические реакции, позволяют создавать материалы с уникальными свойствами.
«Мировые рынки РМ и РЗМ в последние года интенсивно растут, но объемы производства в России стоят на месте. Так, с 2013 по 2022 год мировые объёмы производства РЗМ увеличились со 110 до 300 тыс. тонн в год, российское же производство увеличилось незначительно – с 2,1 до 2,2 тыс. тонн в год. Ключевая проблема в том, что проекты РМ и РЗМ уступают в доходности другим российским сырьевым проектам (фосфор, калий, золото, платина, железо), а зарубежным проектам – по качеству минерально-сырьевой базы.
Необходимость восстановления и развития в России редкометальной отрасли очевидна. Нужно торопиться. В связи с введением Китаем экспортных квот на редкоземельные элементы для защиты собственного внутреннего рынка в развитых странах подготовлено к эксплуатации более 40 новых месторождений РЗЭ с планируемым объемом производства свыше 180 тыс. тонн РЗ-окислов в год.
Комплексная переработка фосфогипса на РЗМ, мелиоранты, строительные материалы и материалы для дорожного строительства – ключ к решению проблемы восстановления и развития редкометальной отрасли России в рамках экономики замкнутого цикла.
Чтобы отрасль заработала эффективно, необходимо разработать территориальную схему экономически связанных производств, где есть спрос и на РЗМ, и на строительные материалы. Важно сформировать рынок строительных материалов на основе фосфогипса, заинтересовать этим строительные компании и население, создать новые, востребованные обществом материалы. Для осуществления данного проекта необходима общая работа технологов, экономистов, социологов и маркетологов на основе междисциплинарного подхода, безусловно, при активном заинтересованном участии органов власти.
Одним из самых высоких потенциалов редкоземельных ресурсов для удовлетворения потребностей высокотехнологичных отраслей промышленности обладает Кольский полуостров. Перспективными крупномасштабными месторождениями являются апатит-нефелиновые месторождения как источники легких РЗЭ. Месторождение эвдиалита "Аллуайв" является уникальным по мощности источником тяжелых РЗЭ, циркония, ниобия и тантала. Для "быстрого развития" редкометальной промышленности в России наиболее перспективными являются месторождение перовскита в Африканде (легкие РЗЭ, пигментный диоксид титана, ниобий, тантал) и месторождение Сахарйок (Y-бритолит, циркон, флюорит).
Требуют доведения до промышленного использования исследования Института химии и технологии редких элементов и минерального сырья (ИХТРЭМС КНЦ РАН) по применению ионной флотации для извлечения РЗЭ из полупродуктов переработки апатита на комплексные удобрения (азотнокислая и сернокислотная технологии).
Отмечается устойчивая глобальная тенденция перехода от бастнезита и монацита к щелочным циркониевым силикатам типа эвдиалита – Норра Кярр (Швеция), Илимауссак в Южной Гренландии, Тунги и Даббо (Австралия), Нехалачо (Канада). Отличительная особенность всех перечисленных месторождений редкоземельного сырья – отсутствие или незначительное содержание в рудах естественных радионуклидов, что существенно облегчает их переработку.
В России действует широкий спектр мер господдержки отрасли редких и редкоземельных металлов.
1. Целевая поддержка РЗМ-проектов: льготный механизм получения лицензий на недропользование; льготная ставка налога на добычу полезных ископаемых по рудам РМ и РЗМ (Крм=0,1); законодательное решение по захоронению радиоактивных отходов (РАО) от переработки руд РМ и РЗМ; субсидии на выплату процентов по кредитам.
2. Региональные меры поддержки: льготы по региональным налогам (через механизмы территорий опережающего развития – ТОР и специальных инвестиционных контрактов – СПИК); снятие административных барьеров; строительство промышленной инфраструктуры для производств.
3. Общесистемные меры поддержки: дешевые кредиты (через механизм Фонда развития промышленности – ФРП); льготы по федеральным налогам (через механизмы соглашений о защите и поощрении капиталовложений – СЗПК); фабрика проектного финансирования ВЭБ.РФ.
Очевидны две возможные стратегии развития производства РМ и РЗМ в РФ. Стратегия № 1 – Россия как глобальный поставщик стратегического сырья для мировой высокотехнологичной промышленности. Стратегия № 2 – добыча под объем российских потребностей, на экспорт направляются только избытки попутно добываемых металлов.
Поставки на мировой рынок осложняются несколькими проблемами. Во-первых, в России не так много богатого сырья. Во-вторых, руда, оксиды и сплавы нужны только странам с развитой промышленностью, рынок которых сейчас закрыт, а Китай имеет свою промышленность полного цикла. Исходя из этого, реалистична стратегия № 2 – ориентация на внутренний рынок. Российские традиционные драйверы спроса – нефтегазохимия, металлургия, авиация, транспорт, к которым сейчас добавляются новые сектора промышленности – ветрогенерация, электротранспорт, беспилотные летательные аппараты».
Источник: Проектный офис развития Арктики.
Метки: КНЦ РАН, добывающая промышленность