Вопросы сохранения популяции дикого северного оленя обсудили в Минприроды
29 июня 2020 г.
Совещание, посвящённое обсуждению мер сохранения популяции дикого северного оленя, провела заместитель министра природных ресурсов и экологии России Елена Панова. В обсуждении приняли участие представители Росприроднадзора, субъектов страны, особо охраняемых природных территорий и организаций, представляющих интересы коренных малочисленных народов Севера.
Как отметил директор департамента государственной политики и регулирования в сфере охотничьего хозяйства Минприроды России Андрей Филатов, среди первоочередных мер, направленных на сохранение вида, необходимость снижения объёмов добычи дикого северного оленя при усилении контроля изъятия животных в рамках установленных квот.
Также одной из основных проблем, обуславливающих снижение численности вида, была названа высокая численность хищников, прежде всего волка. В качестве одной из мер, направленных на решение вопроса, в Республике Саха (Якутия) и Красноярском крае установлены премии за добычу волков.
Заместитель руководителя Росприроднадзора Амирхан Амирханов обратил внимание участников совещания не необходимость прекращения добычи дикого северного оленя на зимовках.
«Характер промысла в феврале — марте носит истребительный характер, когда отстрелу в первую очередь подвергаются начавшие первыми мигрировать к местам отёла самки. Проектом новых правил охоты, разработанных Минприроды России в 2020 году, предусмотрено сокращение сроков охоты на дикого северного оленя», — отметил он в рамках встречи, которая прошла в формате видеоконференции.
Выслушав доклады представителей Красноярского края, Республики Саха (Якутия) и коренных малочисленных народов Севера, Елена Панова обратила особое внимание на необходимость наведения порядка в вопросе распределения квот на добычу дикого северного оленя с учётом потребностей КМНС. В этой связи было дано поручение профильному департаменту Минприроды России совместно с Росприроднадзором, представителями Красноярского края, Республики Саха (Якутия) и КМНС в кратчайшие сроки либо усовершенствовать существующий, либо разработать новый, прозрачный и понятный всем заинтересованным сторонам механизм распределения квот на добычу дикого северного оленя.
Амирхан Амирханов добавил, что роль коренных малочисленных народов в вопросе распределения промысловых ресурсов региона должна быть основополагающей.
«Необходимо, чтобы коренные жители имели решающий голос при определении объёмов изъятия, квот и мест изъятия дикого северного оленя, потому что пока ситуация обстоит так, что мы и теряем популяцию вида, и разрушаем традиционный образ жизни коренных жителей», — подчеркнул он.
Также в ходе совещания был поднят вопрос о необходимости проведения масштабных авиаучётов, которые позволят уточнить данные о современном состоянии популяции вида. Правительством Красноярского края на 2020-2021 годы уже запланирован полномасштабный авиаучёт в местах обитания таймырской популяции дикого северного оленя. Правительством Республики Саха (Якутия) проводятся изыскания средств на проведение авиаучёта Яно-Индигирской популяции.
Предметом обсуждения стала и необходимость принятия мер для ограничения добычи диких северных оленей, мигрирующих в районах, пострадавших в результате аварии на ТЭЦ-3 в Норильске. По мнению директора ФГБУ «Заповедник "Центральносибирский"» Павла Кочкарева, по берегу реки Пясины проходит от 12 до 15% оленей центральной Таймырской группировки. В последующем животные могут уйти на юг и быть отстреляны вблизи посёлков, что повлечёт высокий риск употребления населением загрязнённых нефтепродуктами мяса и субпродуктов. Замглавы Минприроды России отметила, что этот вопрос будет проработан дополнительно межведомственной рабочей группы.
Источник: The Arctic.ru